на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



УЗБЕКСКАЯ МУЗЫКА. Муз. культура узб. народа имеет ряд общих черт с фольклором народов др. республик Ср. Азии и стран Бл. Востока. У. м. развивалась как искусство устной традиции в трёх руслах - собственно нар. (фольклорное), нар.-проф. и проф. (макомы и др. произв. развитой формы) творчество. Нар. вок. и инстр. жанры можно условно подразделить на 2 группы. В 1-ю входят песни и инстр. пьесы, связанные с календарно-обрядовыми, трудовыми и бытовыми событиями (календарные - навруз, трудовые - майда, ези, свадебные- ёр-ёр и др.), похоронные плачи (йиги), колыбельные (алла) и др. Каждому из этих жанров присущи узкоприкладная тематика и зачастую постоянно используемые мелодии. Во 2-ю группу входят песни, не приуроченные к к.-л. событию и отличающиеся разнообразием тематики. Это жанры кошук (сольные куплетные песни разл. содержания), лапар (игровые, шуточные, сатирич., любовно-лирич. песни, исполняемые и в форме диалога и одним певцом; сопровождаются танцами, играми), ялла (2 видов - с мелодикой узкого диапазона, куплетной формы и мелодикой широкого диапазона, сквозного развития; сопровождаются танцами, играми), ашула (сольные лирич. и протяжные песни с мелодиями зачастую сквозного развития). Нар.-проф. ветвь составляют достоны (см. Дастан) - эпич. сказания, среди которых особо выделяется эпос "Горогли" (известный и у др. народов Востока), исполняемый бахши в специфич. "горловой" манере. У. м. в своей основе монодийна. Встречаются мелодии как узкого (терция), так и широкого (децима) диапазона. Характерные для У. м. диатонич. звукоряды не соответствуют европ. темпериров. строю. Широко применяются ладотональная переменность и модуляция. Существ. значение имеет мелизматика (кочирим - своеобразные форшлаги и группетто; нолиш, молиш, кашиш - разновидности глиссандирования и др.). Разнообразна ритмика нар. песен и инстр. пьес; протяжно-напевным мелодиям свойственно обилие синкоп. Встречаются мелодии импровизац. склада "с неупорядоченной" метроритмич. основой, т. н. ёввои ("неприрученные"). Форма нар. песен и инстр. пьес, как правило, куплетная, нар.-профессиональных - сквозного развития. Проф. музыка устной традиции выросла на основе нар. творчества, в постоянном с ним взаимовлиянии и является древней гор. культурой. Её теоретич. основы получили освещение в трактатах учёных Бл. и Ср. Востока: аль-Фараби (9-10 вв.), Ибн Сины (10-11 вв.), Ибн Зайлы, Хорезми (11 в.) и др. Вершина узбекского, а также таджикского проф. муз. искусства - шашмаком (см. также Маком). Многообразен инструментарий Узбекистана: среди струнно-смычковых - гиджак, кобуз; струнно-щипковых.- домбра, дутар, танбур, уд, рубабы (бухарские и кашгарские; см. Рубоб); ударных - дойра, нагора (см. Нагара); струнно-ударных - чанг; духовых - сурнай, кошнай, буламан, най, карнай. Развито инстр. ансамблевое исполнительство, характерной особенностью которого является игра в унисон. В узб. нар. и проф. музыке существует 4 осн. локальных стиля - фергано-ташкентский, хорезмский, бухарско-самаркандский, сурхан-дарьинско-кашкадарьинский. После присоединения Ср. Азии к России (1860-70-е гг.) в Узбекистане были созданы рус. общества любителей музыки. В Ташкенте стали выступать как рус., так и заруб. оперные труппы. В 1870-80-х гг. были сделаны первые записи образцов музыкального творчества узбеков и др. народов Ср. Азии (А. Ф. Эйхгорн, В. В. Лейсек, Ф. Пфенниг и др.). После установления Сов. власти в Узбекистане (1917) был проведён ряд мероприятий, способствовавших развитию узб. муз. культуры. В Ташкенте, Самарканде и др. городах были открыты нар. консерватории (1918). В 1934 основана Высш. муз. школа в Ташкенте (с 1936 - консерватория), где изучается узб. нар. и проф., а также европ. музыка. Большую работу по записи и изучению нар. муз. творчества Ср. Азии вёл композитор В. А. Успенский, а также сотрудники Самаркандского н.-и. института музыки и хореографии (одноврем. и уч. заведение) под рук. Н. Н. Миронова (1928, с 1931 в Ташкенте, ныне - Ин-т искусствознания). В 1918 открылся Рус. оперный театр в Ташкенте. В 1926 М. Кари-Якубов основал в Самарканде Узб. конц.-этнографич. ансамбль, на базе которого в 1929 в Ташкенте создаётся Узб. муз.-драм. театр (с 1939 - Узб. театр оперы и балета), тогда же был открыт и Узб. театр муз. драмы и комедии (с 1971 - Узб. муз. театр). В эти же годы созданы Узб. филармония (1936), Дом нар. творчества (1937, с 1980 - Респ. науч.-методич. центр), СК Узб. ССР (1940). Начиная с 30-х гг. ведутся работы по реконструированию узб. муз. инструментов (Ш. Шоумаров, У. Зуфаров, В.М. Беляев, А. И. Петросянц). Силами узб. исполнителей в республике создаются симф. и дух. оркестры, хоры, камерные ансамбли. Существ. вклад в развитие нац. муз. культуры принадлежит Хамзе, создавшему первые узб. революц. песни, В его соч. органично сочетались черты узб. муз. стиля и элементы др. муз. культур, в т. ч. русской. Активно включились в муз.-обществ. жизнь республики нар.-проф. музыканты - Ота Джалол Насыров, Ота Гияс Абдуганиев, Л. Бабаханов, X. А. Расулов, Д. X. Ибадов, М. Т. Ташмухамедов, У. А. Камилов, Т. Джалилов, Ю. Раджаби и др. Они пропагандировали лучшие образцы нац. муз. наследия, создавали одногол. песни и инстр. пьесы на совр. тематику, были авторами и соавторами первых муз.-драм. произв., способствовали воспитанию молодых музыкантов Узбекистана. В 20-х гг. зарождается жанр муз. драмы ("Халима" с муз. Г. Зафари, 1920; "Фархад и Ширин" Раджаби и Шоумарова, 1922; "Тахир и Зухра" с муз. Т. Джалилова, 1949), послуживший затем основой нац. оперы. Важное значение в становлении и развитии комп. творчества в Узбекистане имела деятельность рус. музыкантов В. А. Успенского, А. Ф. Козловского, Р. М. Глиэра, С. Н. Василенко. Ашула "Арзимини айтай" ("Скажу свою жалобу"). Запись Ю. Раджаби. В 30-40-х гг. появляются первые оперы, созданные в соавторстве узб. и русский композиторами: "Буран" Ашрафи и Василенко (1939), "Лейли и Меджнун" Глиэра и Садыкова (1940) и др. Были написаны также балеты на узб. темы ("Гуляндом" Брусиловского, 1940; "Акбиляк" Василенко, 1943). В годы Великой Отечеств. войны 1941 -1945 в муз. творчестве на первый план выдвинулся песенный жанр; продолжала интенсивно развиваться муз. драма, в которой нашли отражение героич. подвиги сов. народа. Были открыты Муз.-драм. театр в Янгиюле (1941), муз. школа в Самарканде (1944). Создавались симф. произв., в т. ч. посв. теме войны симфонии Ашрафи ("Героическая", 1942; "Слава победителям", 1944), 3-я симф. Мушеля (1942), а также первые инстр. концерты. Развивается кантатно-ораториальный жанр ("Белое золото" Левиева, 1948; "Моя Родина" Юдакова, 1956, и др.). В послевоен. годы организуются новые коллективы - оркестр нар. инстр. Узб. радио и телевидения (1947), хор. капелла при Узб. филармонии (1951). В 1947 утверждён Гимн Узб. ССР (муз. М. М. Бурханова, сл. Т. Фаттаха). Продолжается освоение новых для Узбекистана муз. жанров, особый интерес представляют ярко нац. многогол. хоры a cappella Бурханова (1954). В 60-х гг. появляются оперы, написанные узб. композиторами без соавторов, в т.ч. "Проделки Майсары" Юдакова (1959; пост. во мн. театрах СССР и заруб. стран), "Свет из мрака" Хамраева (1966), первая детская стзра "Расколись, камень!" Бабаева (1967). Возрос интерес к кам.-инстр. жанру (фп. квинтет Б. Ф. Гиенко, квартет С. Карим-Ходжи). Если в начале развития комп. творчества в Узбекистане фольклор использовался большей частью цитатно, то в произв. 70-80-х гг. наблюдаются обращение к глубинным пластам нар. творчества, а также стремление композиторов достичь органич. синтеза нац. языка с совр. средствами муз. выразительности ("Симфонические рассказы о Самарканде" Акбарова, 1972; 3-я симф. Таджиева, 1972; 3-я симф. Янов-Яновского, 1987, и др.). Среди произв. театр. жанров выделяются оперы "Бессмертие" Мусаева (1974), "Дуэль" Закирова (1975), "Зебуннисо" Джалиля (1985), "Сердце матери" Рахимова (1986), "Хорезмский орден" Абдуллаева (1986), "Навои" Бурханова Кошук "Ох. лайли". Запись М. Четвертакова (1987), "Омар Хайям" Бафаева (1987), балеты "В долине легенд" Мусаева (1977; новая ред. под назв. "Индийская поэма", 1981), "Круг памяти" Закирова (1986). Среди произв. в др. жанрах - оратория "Из поэзии военных лет" Акбарова (1986), струн. квартет Закирова (1987). Композиторы Узбекистана широко обращаются к фольклору не только узбеков, а и др. народов: ими созданы произв. на тадж., тат., корейские, уйгурские темы. Муз.-сценич., симф., кам.-инстр. произв., романсы, песни написаны композиторами Каракалпакии - А. Халимовым, Н. Мухамеддиновым и др. Вопросы истории и теории узб. музыки освещены в трудах сов. учёных - В. М. Беляева, Т. С. Вызго, С. П. Галицкой, Т. Б. Гафурбекова, Ф. М. Кароматова, О. Р. Матякубова, Н. Н. Миронова, Я. Б. Пеккера, И. Р. Раджабова, Е. Е. Романовской, Н. С. Янов-Яновской. Среди музыкантов республики: дирижёры - нар. арт. СССР Д. Абдурахманова, М. Ашрафи, нар. арт. Узб. ССР 3. Хакназаров, Ф. Шамсутдинов; певцы - нар. арт. СССР В. А. Гринченко, С. Кабулова, X. Насырова, нар. арт. Узб. ССР А. Азимов, С. Беньяминов, К. Закиров, Ф. Л. Лаут, Н. Хашимов, С. Ярашев; эстр. артисты - нар. арт. СССР Тамара Ханум, нар. арт. Узб. ССР Б. Закиров, М. Шамаева и др. В Узбекистане работают (1988): Узб. театры оперы и балета (Ташкент, 1939; Самарканд, 1964), Узб. муз. театр (Ташкент, 1971); Т-р оперетты (Ташкент, 1971); Т-ры муз. драмы и комедии (Андижан, 1927; Бухара, 1930; Наманган, 1931); Гос. симф. орк. Узб. ССР (1938), орк. нар. инструментов (1938), хор. капелла (1952) и др.; СК Узб. ССР (1940); Ин-т иск-знания им. Хамзы (Ташкент, 1928); консерватория (Ташкент, 1936), Ташкентский институт культуры (1973); муз. уч-ща во всех обл. центрах; муз. школы, в т. ч. школы-десятилетки и спец. муз. школы в Ташкенте, и др.
ВызгоТ., Петросянц А., Узбекский оркестр нар. инструментов, Таш., 1962; Вызго Т., Развитие муз. искусства Узбекистана и его связи с рус. музыкой, М., 1970; Кароматов Ф., Узб. инстр. музыка (наследие), Таш., 1972; История н современность. Проблемы муз. культуры народов Узбекистана, Туркмении и Таджикистана, М., 1972; История узб. сов. музыки, т. 1-2, Таш., 1972-73; История узб. музыки, М., 1979; Муз. культура Узб. ССР. Сб. ст., М., 1981. Ф. М. Кароматов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
У..

ПРОИЗВОДНЫЕ ЛАДЫ

ПУХОЛЬ ВИЛАРРУБИ

РЕRРЕТUUМ MOBILE

РИМСКИЙ-КОРСАКОВ

РОЗАНОВА-НЕЧАЕВА

РУМЫНСКАЯ МУЗЫКА

САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СВЯЗУЮЩАЯ ПАРТИЯ

СЕРИЙНАЯ ТЕХНИКА

СИНГАПУРА МУЗЫКА

СЛОВАЦКАЯ МУЗЫКА

СЛУХ МУЗЫКАЛЬНЫЙ

СОВЕТСКАЯ МУЗЫКА

СОНАТНОЕ ALLEGRO

СТРУННЫЙ ОРКЕСТР

ТАТАРСКАЯ МУЗЫКА

ТЕРЬЯН-КОРГАНОВА

ТИБЕТСКАЯ МУЗЫКА

ТУВИНСКАЯ МУЗЫКА

УЙГУРСКАЯ МУЗЫКА

ФИНЛЯНДИИ МУЗЫКА

ХАКАССКАЯ МУЗЫКА

ЦАНИ ДЕ ФЕРРАНТИ

ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА

ЦЕРКОВНАЯ СОНАТА

ЦИФРОВАЯ СИСТЕМА

ЦЫГАНСКАЯ МУЗЫКА

ЦЫГАНСКИЙ РОМАНС

ЧЕРНЫ-СТЕФАНЬСКА

ЧУВАШСКАЯ МУЗЫКА

ЧУКОТСКАЯ МУЗЫКА

ШВЕЙЦАРИИ МУЗЫКА

ШМИДТ-ИССЕРШТЕДТ

ШРИ-ЛАНКИ МУЗЫКА

ЭРМИТАЖНЫЙ ТЕАТР

ЭСТОНСКАЯ МУЗЫКА

ЭСТРАДНАЯ МУЗЫКА

ЮГОСЛАВИИ МУЗЫКА

Музыкальный словарь ver16