на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



УКРАИНСКАЯ МУЗЫКА. На начальной стадии формирования У. м. неотделима от муз. культуры Киевской Руси. Как самостоят. ветвь вост.-слав. музыки У. м. определилась в кон. 13- нач. 14 вв.; испытала влияние рус. и белорус. (в вост. областях Украины), венг., молд., польск., рум. и чехосл. (в зап. областях Украины) муз. творчества. Развивалась как нар. искусство одноголосного, а также многогол.-подголосочного и начиная с 16 в. гармонического складов в вок., вок.-инстр. и инстр. формах. В песнях встречаются как богатый орнаментикой распев, так и силлабич. речитатив (преим. в зап. областях). Преобладают 2-дольные, употребляются смешанные метры. Среди инструментов: струнно-щипковые - кобза, бандура; струнно-клавншный - лира; струнно-смычковые - скрипка, басоля; струнно-ударный - цимбалы; язычково-щипковый - дрымба (род варгана); духовые - с опилка, трембита, волынка; ударные - барабан, бубен, тулумбас. Традиц. укр. ансамбль нар. инстр. - т. н. Т роисти музыкы. Среди жанров укр. нар. песен: календарно-обрядовые (колядки, щедривки, веснянки), свадебные, плачи. В период нац.-освободит. движения на Украине в кон. 15-17 вв. развивается укр. нар. эпос (баллады, думы, историч. песни и др.), исполнители которого - кобзари и лирники - являются носителями нар.-проф. муз. искусства. Известные исполнители нар. эпоса: О. Н. Вересай, М.С. Кравченко (19 в.), Е. Ф. Мовчан, И. И. Кучугура-Кучеренко, В. М. Перепелюк (20 в.). В 17-20 вв. распространились социально-бытовые песенные жанры: песни чумацкие, рекрутские, батраческие, гор. песня-романс, рабочие. Первые записи укр. песен и инстр. произв. относятся к 17 в. О проф. музыке вост.-слав. племён имеются сведения ещё со времён Киевской Руси. С принятием христианства (988-989) появилось церк. пение, которое формировалось под влиянием византийской музыки и укр. нар. искусства; сформировался киевский распев - южнорус. ветвь знаменного распева. К сер. 17 в. утверждается многогол. партесное пение, получившее развитие и на рус. почве. В 17-18 вв. укр. музыканты, работавшие в Москве и Петербурге, внесли значит. вклад в рус. муз. культуру, в их числе - А. Л. Ведель, М. Ф. Полторацкий, А. А. и Г. А. Рачинские, В. Ф. Трутовский, Т. н Е. Белоградские; особое значение имела деятельность комп. М. С. Березовского, Д. С. Бортнянского, комп. и теоретика Н. П. Дилецкого. Видную роль в культурной жизни Украины сыграло первое на вост.-слав. землях высшее уч. заведение - Киево-Могилянская коллегия (1632, с 1701 - академия), где преподавались и муз. предметы. Его воспитанники популяризировали т. н. вертеп (кукольный нар. театр), а также канты (18в.). В 1738 была открыта певч. школа в Глухове, с 1773 при Харьковском коллегиуме (осн. в 1726) начали действовать классы вок. и инстр. музыки. Светская проф. вок. и инстр. музыка, бытовавшая в помещичьих имениях, воинских частях, с 17 в. развивается в городах (музыкантские цехи, при магистратах - оркестры, капеллы). На основе нар.-песенных и пантовых традиций в 18 - нач. 19 вв. распространяется песня-романс на стихи разл. поэтов. Один из первых её авторов - Г. С. Сковорода ввёл в песенный жанр гражданскую, философскую и лирич. тематику; позднее много песен было создано на сл. Т. Г. Шевченко. В кон. 18 - нач. 19 вв. появляются первые симф. произв. (Э. Ванжура и др.); в 1-й пол. 19 в. симф. и кам.-инстр. соч. создаются И. М. Витковским, А. И. Галенковским, П. Д. Селецким, И. И. и А. И. Лизогубовыми. В 1880 открылась первая на Украине консерватория во Львове. Укр, муз. искусство развивалось в тесной связи с творч. достижениями известных рус. музыкантов. Конц. и муз.-просвет. деятельность проводили отделения РМО: в Киеве - с 1863, Харькове - с 1871, Одессе - с 1884 (при них были открыты муз. уч-ща, на базе которых созданы консерватории в Киеве и Одессе - в 1913, Харькове - в 1917), Полтаве - с 1899. Начали работать постоянные рус. оперные труппы (Киев-1867, Харьков-1880, Одесса - 1887). Симф. творчество рус. и заруб. композиторов широко пропагандировалось дир. Д. В. Ахшарумовым, А. Н. Виноградским. Деятельность любительских и открытие первых проф. театров (Киев-1803, Одесса-1810), в которых ставились муз.-сценич. произв. на нац. сюжеты, сыграли важную роль в создании первых укр. опер: "Запорожец за Дунаем" С. С. Гулак-Артемовского (1863) и др. В зап. областях Украины плодотворно работали комп. М. М. Вербицкий (пьесы с музыкой типа зингшпиля, симф. и хор. соч., песни и др.), И. И. Воробкевич (пьесы с музыкой, хоры, песни, инстр. пьесы и др.), В. Г. Матюк (хоры и др.). Основополагающей для развития нац. проф. музыки стала разносторонняя деятельность Н. В. Лысенко, создавшего классич. образцы соч. в разл. жанрах (опера "Тарас Бульба", 1890; кантаты; романсы; вок. ансамбли; фп. и инстр. музыка; музыка для детей; обработки нар. песен; цикл "Музыка к "Кобзарю" Т. Г. Шевченко"), организовавшего муз. школу в Киеве (1904; с 1918 - Муз.-драм. институт им. Лысенко). Последователями творч. принципов Лысенко стали Н. Н. Аркас (опера "Катерина", 1891), Б. В. Подгорецкий (опера "Купальская искра", 1901), М. Н. Колачевский ("Укр. симфония", 1876), В. И. Сокальский (симфония, 1892), П. И. Сеница (2 симф. - 1905, 1911, и др.), И. И. Рачинский (симф. и кам.-инстр. произв.), К. Г. Стеценко, Я. С. Стеновой, Н. Д. Леонтович, Д. В. Сичинский, Я. О. Лопатинский, С. Ф. Людкевич, О. И. Нижанковский. Широкое распространение получает хор. движение, возникают хор. общества "Торбан" (1870) и "Бонн" (1891). В 1903 открыт Высш. муз. институт (с 1912 - им. Н. В. Лысенко) во Львове. В 1-й пол. 20 в. известность приобрели певцы С. А. Крушельницкая, М. Е. Менцинский. А. Ф. Мышуга, хор. дирижёр А. А. Кошиц. После Окт. революции 1917 интенсивно развивалась муз. жизнь Украины. Значит. вклад в сов. искусство внесли композиторы, деятельность которых началась в дооктябрьское время, - Н. Д. Леонтович, Я. С. Степовой, К. Г. Стеценко и др., а также видные сов. музыканты Ф. М. Блуменфельд, Р. М. Глиэр, Л. В. Собинов, Б. Л. Яворский и др. Создаются Т-р муз. драмы в Киеве (1919), театры оперы и балета в Харькове (1925), Киеве, Одессе (оба- 1926), Полтаве (1928), Виннице (1929), Днепропетровске (1931), Донецке (1941), хоровые, симф. и кам.-инстр. коллективы. В 1932 организован СК УССР. В 1939 зап.-укр. земли были воссоединены с Сов. Украиной. На территории Сов. Украины свою деятельность продолжили комп. В. А. Барвинский, С. Ф. Людкевич, Р. А. Симович, А. М. Солтыс, А. И. Кос-Анатольский, Е. Т. Козак и др., фольклорист Ф. М. Колесса и др. Начиная с 1920-х гг. закладываются основы сов. укр. оперного жанра в творчестве Б. К. Яновского, В. А. Фемелиди, О. А. Чишко, К. Ф. Данькевича, Б. Н. Лятошинскоко, Ю. С. Мейтуса, В. П. Рыбальченко, М. Д. Тица, Е. Е. Юцевича. Заметным явлением стала опера "Золотой обруч" Лятошинского (1930). В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 появляются, оперы на историч. сюжеты, созвучные происходящим событиям, в т. ч. "Ледовое побоище" Г. П. Таранова (1942). Находясь в эвакуации, укр. композиторы создали ряд. соч. на основе нац. фольклора народов СССР, внесли вклад и в др. нац. культуры (Ф.Е. Козицкий, Ю. С. Мейтус, А. Ф. Зноско-Боровский и др.). В послевоен. годы оперы на разл. тематику написали А. И. Билаш, В. С. Губаренко, Г. Л. Жуковский, М. В. Карминский, В. Д. Кирейко, Д. Л. Клебанов, Г. И. Майборода, Ю. С. Мейтус и др. Первые сов. укр. балеты появляются в 1930-х гг., их авторы - Б. К. Яновский, В. А. Фемелиди, М. И. Вериковский, В. Н. Нахабин. "Лилея" Данькевича (1939) заняла прочное место в нац. репертуаре. Среди балетов кон. 40-80-х гг. выделяются произв. М. А. Скорульского, А. Г. Свечникова, Г. Л. Жуковского, А. И. Кос-Анатольского, В. Б. Гомоляки, В. Д. Кирейко, Л. В. Дычко, М. М. Скорика, В. С. Губаренко, Е. Ф. Станкевича. Первые сов. укр. оперетты написаны А. П. Рябовым ("Сорочинская ярмарка", 1936, и др.). Среди авторов оперетт также А. И. Билаш, В. Г. Ильин, В. А. Лукашов, О. А. Сандлер, А. Д. Филиппенко, Я. С. Цегляр. "Дума об Азовских братьях". Из сборника Ф. М. Колессы "Мелодii украiнських народных дум" (Киiв, 1965). В вок.-симф. произв. развиваются традиции Лысенко, Людкевича, Стеценко. Среди соч.: "Торжественная кантата" Лятошинского (1939), кантата-симфония "Украина моя" (1943), оратория "Дорогами Октября" (1977) Штогаренко. В числе авторов, создавших произв. в этом жанре, - В. С. Бибик, М. И. Вериковский, К. Я. Доминчен, И. Б. Драго, Н. В. Дремлюга, Г. Л. Жуковский, Е. Н. Зубцов, И. Ф. Карабиц, Г. И. Ляшенко, Г. И. Майборода, Л. Н. Ревуцкий, Р. А. Симович, М. М. Скорик, В. А. Филиппенко, Я. С. Цегляр. Появляются выдающиеся произв. в жанре симфонии - 2-я симф. Ревуцкого (1927), 3-я (1955), 4-я (1963) и 5-я ("Славянская", 1966) симфонии Лятошинского, которые оказали большое влияние на развитие симф. музыки на Украине. Выделяются симфонии К. Ф. Данькевича, Д. Л. Клебанова, Г. И. Майбороды, В. Н. Нахабина, А. Я. Штогаренко. Среди композиторов, активно работающих в этом жанре: В. С. Бибик, Б. Н. Буевский, Ю. Я. Ищенко, И. Ф. Карабиц, Н. Г. Полоз, В. В. Сильвестров, Р. А. Симович, Е. Ф. Станкович, Г. П. Таранов. Первые образцы жанра инстр. концерта в укр. муз. литературе были созданы в сов. время. Концерты для фп. с орк. написали Л. Н. Ревуцкий, В. С. Косенко, М. А. Скорульский, Г. Л. Жуковский, Б. Н. Лятошинский, А. Я. Штогаренко, И. Ф. Карабиц, М. М. Скорик; для скр. - П. Т. Глушков, Д. Л. Клебанов, А. Я. Штогаренко, М. М. Скорик, Г. И. Майборода; для влч. - В. С. Губаренко, М. М. Скорик, Е. Ф. Станкович; для разл. инстр. - Гомоляка, Зноско-Боровский, Л. Н. Колодуб, Я. Н. Лапинский, Людкевич, Таранов и др. Первые значит. произведения вок. и инстр. кам. музыки созданы Косенко, Лятошинским, Ревуцким, Ф. Е. Козицким. В этом жанре работают Л. А. Грабовский, Губаренко, Ляшенко, Скорик. Кам. симфонии создали Л. В. Дычко, Ю. Я. Ищенко, И. Ф. Карабиц, О. Ф. Кива, Л. Н. Колодуб, В. В. Сильвестров, Е. Ф. Станкович, А. Д. Филиппенко, И. Н. Шамо, А. Я. Штогаренко. Значит. место в творчестве мн. композиторов Украины занимают произв. для хора. Большой вклад в хор. музыку внесли комп. Леонтович и Стеценко. Среди авторов, создавших высокие образцы хор. музыки: Козицкий, Г. Г. Верёвка, Вериковский, Ревуцкий, В. Н. Верховинец, Лятошинский, Штогаренко, Козак. Соч. для хора написали также В. С. Бибик, Л. В. Дычко, Г. Л. Жуковский, Г. И. Майборода, С. Д. Орфеев. Массовая песня, откликавшаяся на все важные события в жизни сов. народа, получила широкое развитие уже в 1920-х гг., она оказала влияние и на др. муз. жанры (Леонтович, Степовой, Стеценко). Среди авторов укр. сов. песни: А. И. Билащ, К. Е. Богуславский, В. Т. Борисов, Г. Г. Верёвка, М. И. Вериковский, В. Н. Верховинец, К. Ф. Данькевич, В. Г. Ильин, И. Ф. Карабиц, Н. Т. Коляда, А. И. Кос-Анатольский, П. И. Майборода, И. Д. Поклад, Л. Н. Ревуцкий, А. Д. Филиппенко, Я. С. Цегляр, А. Я. Штогаренко. Развитие музыковедческой мысли на Украине связано с именами Н. П. Дилецкого (17 в.), Г. Г. Гесс де Кальве, П. П. Сокальско- Песня "Гей у лiсi". Из сборника П. Д. Демуцкого "Украiнськи народнi пiснi" (Киiв, 1954). го, П. И. Бажанского, И. И. Воробкевича (19 в.), Н.В. Лысенко, Б. В. Подгорецкого (19-20 вв.), К. В. Квитки, Ф. М. Колессы, С. Ф. Людкевича, И. И. Рачинского, Я. С. Стенового, К. Г. Стеценко, Н. А. Гринченко, В. А. Дяченко, В. Д. Довженко, Н. М. Гордейчука, С. И. Грицы, Н. А. Герасимовой-Персидской, Н. А. Горюхиной, А. Н. и И. А. Котляревских, И. Ф. Ляшенко, А. И. Мухи, С. С. Павлишин, А.К. Терещенко, М. Р. Черкашиной-Губаренко (20 в.). Среди известных музыкантов республики: певцы - нар. арт. СССР П. С. Белинник, Ю. И. Богатиков, Н. Д. Ворвулев, З. М. Гайдай, Б. Р. Гмыря, Д. М. Гнатюк, П. П. Кармалюк, Н. К. Кондратюк, А. И. Кочерга, М. И. Литвиненко-Вольгемут, Н. Ф. Манойло, Е. С. Мирошниченко, А. Ю. Мокренко, И. С. Паторжинский, Д. И. Петриненко, С. М. Ротару, Б. А. Руденко, Л. А. Руденко, А. Б. Соловьяненко, М. Ю. Стефюк, Н. А. Суржина, В. Я. Третьяк, Г. А. Туфтина, Г. А. Ципола, Е. И. Чавдар, Е. И. Червонюк; нар. арт. УССР О. И. Басистюк, М. И. Донец, А. Н. Загребельный, Ю. С. Кипоренко-Доманский, Е. В. Колесник, М. В. Микиша, О. А. Петрусенко, К. П. Радченко, Л. В. Юрченко; дирижёры и хормейстеры - нар. арт. СССР А. Т. Авдиевский, Л. Н. Венедиктов, А. 3. Миньковский, Н. Г. Рахлин, К. А. Симеонов, С. В. Турчак; нар. арт. УССР Г. Г. Верёвка, И. Д. Гамкало, Ф. И. Глущенко, В. Б. Гнедаш, Н. Ф. Колесса, П. И. Муравский, А. Н. Сорока, В. С. Тольба; скрипачи - нар. арт. УССР Б. А. Которович, П. С. Столярский; засл. арт. УССР А. М. Винокуров, А. Н. Горохов, О. В. Крыса, О. М. Пархоменко. В УССР работают (1988): театры оперы и балета - в Киеве (1926), Харькове (1925), Одессе (1926), Днепропетровске (1931), Львове (1940), Донецке (1941), театры муз. комедии - в Харькове (1929), Киеве (1934), Одессе (1954); филармонии во всех обл. центрах; капеллы "Думка" (1920), "Трембита" (1939), бандуристов (1918); Укр. нар. хор им. Г. Г. Верёвки (1943), Закарпатский нар. хор (1946), Черкасский нар. хор (1957), Киевский кам. хор (1964), струн. квартеты- им. Леонтовича (1925-35), им. Лысенко (1951), 10 симф. оркестров, в т. ч. Гос. симф. орк. УССР (Киев, 1937), симф. орк. ТВ и радио (там же, 1929); СК УССР (1932); Киевская, Одесская (обе - 1913), Львовская (1939) консерватории, Харьковский институт искусств (1917), Донецкий муз.-пед. институт (1968); муз. уч-ща в разл. городах, культ.-просвет. уч-ща, детские муз. школы; сектор музыковедения Института искусствоведения, фольклора и этнографии АН УССР. В 1966 создано муз. издательство "Музична Украина". С 1923 издаётся журн. "Музика" (с перерывами, под разными назв., с 1970 - совр. назв.).
История музыки народов СССР, т. 1-5, М, 1970-74; Муз. культура Укр. ССР, М., 1979. М. Гордейчук.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
У..

ПОСТАНОВКА ГОЛОСА

ПРИКЛАДНАЯ МУЗЫКА

РИМСКАЯ-КОРСАКОВА

РОДЫ ИНТЕРВАЛЬНЫЕ

САЛЬВАДОР-ДАНИЕЛЬ

САНЧЕС ДЕ ФУЭНТЕС

СВАЗИЛЕНДА МУЗЫКА

СЕРВАНТЕС КАВАНАГ

СИГНАЛЬНАЯ МУЗЫКА

СИММЕТРИЧНЫЕ ЛАДЫ

СКЛАД МУЗЫКАЛЬНЫЙ

СЛОВЕНСКАЯ МУЗЫКА

СОЦИОЛОГИЯ МУЗЫКИ

СТИЛЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ

СТУДИЯ ГРАМЗАПИСИ

ТАДЖИКСКАЯ МУЗЫКА

ТКАНЬ МУЗЫКАЛЬНАЯ

УДМУРТСКАЯ МУЗЫКА

УДЭГЕЙСКАЯ МУЗЫКА

ФЕРНИ-ДЖИРАЛЬДОНИ

ФЛАМАНДСКАЯ ШКОЛА

ФОРМА МУЗЫКАЛЬНАЯ

ФУНКЦИИ ЛИНЕАРНЫЕ

ФУНКЦИИ МОДАЛЬНЫЕ

ФУНКЦИИ ТОНАЛЬНЫЕ

ХАНТЫЙСКАЯ МУЗЫКА

ХОРВАТСКАЯ МУЗЫКА

ЦИКЛИЧЕСКИЕ ФОРМЫ

ШНАЙДЕР-ТРНАВСКИЙ

ШТЕФЭНЕСКУ-ГОАНГЭ

ЮЖНОЙ АЗИИ МУЗЫКА

ЮКАГИРСКАЯ МУЗЫКА

Музыкальный словарь ver16