Музыкальный словарь: 
А.. 
Б.. 
В.. 
Г.. 
Д.. 
ЕЁ.. 
Ж.. 
З.. 
И.. 
Й.. 
К.. 
Л.. 
М.. 
Н.. 
О.. 
П.. 
Р.. 
С.. 
Т.. 
У.. 
Ф.. 
Х.. 
Ц.. 
Ч.. 
Ш.. 
Щ.. 
Э.. 
Ю.. 
Я..
Музыкальная энциклопедия: 
А.. 
Б.. 
В.. 
Г.. 
Д.. 
ЕЁ.. 
Ж.. 
З.. 
И.. 
Й.. 
К.. 
Л.. 
М.. 
Н.. 
О.. 
П.. 
Р.. 
С.. 
Т.. 
У.. 
Ф.. 
Х.. 
Ц.. 
Ч.. 
Ш.. 
Щ.. 
Ы.. 
Э.. 
Ю.. 
Я..
|   УМЕНЬШЕНИЕ (нем. Diminution, Verkleinerung) - воспроизведение мелодии, мотива, ритмич. фигуры длительностями, меньшими в полтора (полуторное), два (двойное, двукратное), три (тройное, трёхкратное) раза и т. д. Издавна применяется как способ варьирования темы (cantus firmus в мотетах, мессах 14-16 вв.) и тематич. концентрации в многоголосии (в хор., орг. обработках хорал сопровождается имитациями в У. - И. С. Бах, BWV 686, 693). Используется в экспозиции (Contrapunctus VI из "Искусства фуги" Баха) и стретте в фуге, ричеркаре и др. ("Хроматич. фантазия" Свелинка). В неполифонич. музыке У. - приём образно-тематич. трансформации (С.В. Рахманинов, симф. № 3, часть 3, цифра 110, лейтмотив), в т. ч. в разработках ("Нюрнбергские мейстерзингеры", увертюра).  |