на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ВАЛЬС (франц. valse, нем. Walzer, от walzen - кружиться в танце) - парный танец, осн. на плавном кружении в сочетании с поступат. движением; один из самых распространённых бытовых муз. жанров. Муз. размер обычно 3/4, темп умеренно быстрый. В 70-х гг. 18 в. словом "В." называли крестьянский танец некоторых областей Юж. Германии и Австрии (см. Лендлер), который с нач. 19 в. стал популярен во всех слоях общества этих стран, а также утвердился в проф. музыке др. европ. стран. Особенно интенсивно развивался в Вене сначала в творчестве И. Лайнера, затем Штрауса-отца, а позднее его сыновей Йозефа и особенно Иоганна, прозванного "королём вальсов" ("На прекрасном голубом Дунае", "Сказки Венского леса", "Весенние голоса" и др.). Были также распространены разл. варианты франц. В., состоявшего из3 частей разл. темпа и в размере не только 3/4, но и 3/8, 6/8 (Э. Вальдтейфель). Новый вид В. - В.-бостон, пришедший в Европу в 20-х гг. 20 в. из Сев. Америки (наз. также англ. В., медленным В., см. Бостон).
Ранняя форма В: использована в творчестве композиторов венской классической школы. Ф. Шуберт дал первые образцы поэтизации жанра, нередко превращая В. в лирич. миниатюру, его традиции были продолжены Р. Шуманом и И. Брамсом. Превращению В. в крупное конц. инстр. произв. способствовали комп. И. Н. Гуммель и К. М. Вебер. Вальсы Ф. Шопена и Ф. Листа приближаются к поэмным жанрам романтич. музыки. Со временем В. проникает во мн. виды музыки: в симфонии (Г. Берлиоз, П. И. Чайковский), оперу (Ш. Гуно, Дж. Верди, Дж. Пуччини, Р. Штраус), балеты (Л. Делиб, П.И. Чайковский), оперетту (И. Штраус-сын). Характерные черты В. - лиризм, изящество, пластичность в сочетании с ритмич. формулой - позволяют говорить о вальсовости как о жанровом признаке. Жанр В. получил развитие в творчестве мн. заруб. композиторов (Э. Григ, Я. Сибелиус, Г. Малер, М. Равель и др.), а также в рус. и сов. музыке (М. И. Глинка, П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, С. С. Прокофьев, А. И. Хачатурян и др.). Друскин М., Очерки по истории танц. музыки, Л., 1936; Ивановский А Н. П., Бальный танец XVI-XIX вв., Л.-М., 1948; Nick Ed., Vom Wiener Walzer zur Wiener Operette, Hamb., [1954].

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь