на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ВАРИАЦИОННАЯ ФОРМА, вариации, тема с вариациями, вариационный цикл, - музыкальная форма, состоящая из темы и её неск. (не менее двух) изменённых воспроизведений (вариаций). Темаможет быть оригинальной или заимствованной (напр., у Л. Бетховена Вариации для фп. на тему Диабелли), в 17-18 вв. - часто в жанре арии, танца и др. Наиб. типичные качества темы: песенный характер; форма - период или простая двух-, реже трёхчастная; экономность гармонии и фактуры, которые обогащаются в процессе вариац. развития. В музыке 20 в. встречаются нетрадиц. темы - отдельные аккорд, интервал, звук. Специфич. качества В. ф. - тематич. единство и целостность и вместе с тем замкнутость частей и относит. статичность. Типы вариаций (классификация по разл. признакам): по степени отхода от темы - строгие (сохраняются тональность, гармонич. план и форма) и свободные (широкий диапазон изменений, в т. ч. гармонии, формы, жанрового облика и т. д.; связи с темой порой условны: каждая вариация может достигать самостоятельности как пьеса с индивидуальным содержанием); по методам варьирования - орнаментальные (или фигурационные), жанрово-характерные и др. В. ф. могут быть остинатные (тема повторяется без изменений в одном голосе) и неостииатные, по количеству тем - однотомные и двойные (тройные). А. К. Лядов. Вариации на тему М. И. Глинки для фортепьяно. Вариации I и II - фигурационные строгие, III и IV - жанрово-характерные свободные. В. ф. зародилась в нар. музыке и широко используется в ней (напр., у рожечников, балалаечников, гармонистов и др.). В проф. музыке разных эпох распространены определ. В. ф.: в старинной музыке - наbasso ostinato, у венских классиков - с преобладанием строгих фигурац. вариаций (классическая В. ф., напр., Л. Бетховен, соната As-dur op. 26 для фп., 1-я часть), в 19 в. - свободных жанрово-характерных ("Симф. этюды" Шумана), вариации с удержанной мелодией ("глинкинские"), в 20 в. - модификации всех названных. При фигурац. варьировании в каждой из вариаций используется единый орнаментальный рисунок; возможна смена ладового наклонения при сохранении тоники. Среди приёмов варьирования: арпеджирование, гаммообразное движение, смена регистров, диминуция (З), смещение мелодич. и гармонич. опор на иные метрич. доли. В остинатных В. ф. варьирование косвенное, посредством обновления свободных голосов. Цельность классич. В. ф. достигается интонац. и тонально-гармонич. единством с темой, единой линией развития, группировкой вариаций по сходству (Бетховен, 32 вариации c-moll для фп.: 1-3, 6-7,10-11) или контрасту, благодаря чему образуется "форма 2-го плана" (по В. В. Протопопову), напр., трёхчастная структура (Ф. Шуберт, соната a-moll op. 42 для фп., 2-я часть). Заключит. раздел часто обнаруживает черты коды, чему способствуют повторение темы (В. А. Моцарт, Вариации K.-V. 500), ускорение темпа (Бетховен, соната G-dur op. 96 для скр. и фп., 4-я часть), увеличение масштаба последней вариации (Моцарт, соната для скр. и фп. K.-V. 481, 3-я часть), привлечение формы фуги и т. п. Из проф. образцов В. ф. с 13 в. получили распространение полифонические вариации на cantus firmus, с 16 в. - пассакалья, чакона. Фигурац. варьирование связано с развитием европ. инструментализма (в т. ч. диференсиас, глосы, дубль, орг. партита). В В. ф. пишутся самостоят. крупные соч. (напр., "Рапсодия на тему Паганини" Рахманинова), части циклов (чаще медленные, напр., С.С. Прокофьев, 3-й концерт для фп. с орк., 2-я часть), разделы крупной формы (напр., Бетховен, 7-я симф., 2-я часть; Д. Д. Шостакович, 7-я симф., 1-я часть), арии, хоры, песни. Вариационность как общий принцип обновлённого повторения встречается во всех видах муз. форм ("рассредоточенные" вариации в рондо: Бетховен, соната G-dur op. 79 для фп., 3-я часть) и в любых построениях - репризе, начальном периоде, фразе, мотиве.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
В..

ЦЕРКОВНЫЙ ЗВУКОРЯД

ШИГАЕВ ДАУЛЕТКЕРЁЙ

ШОТЛАНДСКАЯ МУЗЫКА

ЭВЕНКИЙСКАЯ МУЗЫКА

ЭКВАДОРСКАЯ МУЗЫКА

ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА

ЭСКИМОССКАЯ МУЗЫКА

Музыкальный словарь ver16