на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ВЕБЕРН (Webern) Антон (1883-1945) - австрийский композитор, дирижёр. Один из предст. новой венской школы. Ученик А. Шёнберга (композиция). Работал симфоническим дирижёром в ряде городов Германии и Австрии, гастролировал в Швейцарии. В 1923-34 рук. хора Венского рабочего певч. общества, дирижировал симф. концертами для рабочих. В 1927-38 дирижёр Лвстр. радио; отстранён от должности после установления фашизма в Австрии. Давал частные уроки композиции. Творчество композитора сформировалось под влиянием эстетики экспрессионизма. Своеобразие и индивидуальность облика музыки В. определяется его мировоззрением, сочетающим черты кантовского рационалистич. идеализма, учения И. В. Гёте о развитии в природе И религиозно-христианской этики. Будучи противником всякого насилия, он сторонился отображения социальных противоречий современности. Идеалом В. была всеобщая гармония, понимавшаяся им несколько абстрактно. Манера его муз. письма отличается предельным лаконизмом и экономностью звуковых средств, создающих ощущение "бесплотности", ирреальности образов. Метод додекафонии, разработанный А. Шёнбергом, В. развил в строгую систему. В его поздних соч. не только гармония, но и движение отд. голосов, а также смена тембровой окраски определяются серией, лежащей в основе всего произв. (см. Сериалъность). Необычайно прозрачная муз. ткань В. как бы состоит из отд. точек. Подобный способ изложения получил название пуантилизма. Творч. наследие В. ограничивается 31 опусом, причём большинство его соч. кратки, афористичны. Таковы, напр., 6 багателей для струн. квартета (1913), 5 пьес для орк. (1913), из которых одна длится всего 19 сек. Относительно более крупными масштабами отличаются симфония (1928), концерт для 9 инструментов соло (1934), струн. квартет (1938), кантаты "Свет глаз" (1935), "Зажигающий луч жизни" (1939), "И вселенная молчит" (1943). В. написал также ряд хоров и сольных вок. произв. на сл. Л. Уланда, С. Георге, Р. М. Рильке, канонич. и нар. религ. тексты. Свои творч. позиции В. изложил в цикле лекций, изданных под назв. "Wege zur neuen Musik" (W., 1960; рус. пер. - Лекции о музыке. Письма, М., 1975).
Друскин М., О Веберне, в его кн.: О зап.-европ. музыке XX в., М., 1973; Кудряшов Ю., Нек-рые черты художеств. мировоззрения А. Веберна, в сб.: Кризис бурж. культуры и музыки, в. 2, М., 1973; Холопова В. Н., Холопов Ю. Н., А. Веберн, М., 1984; A. Webern, Bd I, Munch., 1983. Ю. В. Kелдыш.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь