на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ВЕЙМАРСКАЯ ШКОЛА, Новый веймарский союз, - творческое объединение немецких музыкантов и др. предст. художеств. интеллигенции. Возникло в нач. 1850-х гг. в Веймаре. Главой В. ш. был Ф. Лист. Сюда входили также комп. П. Корнелиус, И. Рафф, А. Риттер, пианисты X. Бюлов, К. Таузиг, муз. критики К. Ф. Брендель, Р. Поль, поэт А. Г. Гофман фон Фаллерслебен и др. Создание В. ш. было связано с нац. подъёмом накануне объединения Германии, с борьбой передовых деятелей против консерватизма. Активная деятельность Ф. Листа, избравшего с 1848 Веймар своим местопребыванием, сделала этот город центром притяжения для мн. передовых нем. деятелей. С 1852 журн. "Neue Zeitschrift far Musik" (осн. в 1834 Р. Шуманом) пропагандировал идеи сторонников Листа. В 1854 по инициативе Листа и Фаллерслебена создаётся объединение - т.н. нововеймарская школа, в 1861 организован Всеобщий нем. муз. союз. Как муз. содружество В. ш. противопоставила себя более академичной леппцигской школе, борясь за романтич. муз. искусство, идейную значимость музыки, обновление её форм на основе программности; сторонники В. ш. поддерживали Р. Вагнера и его оперную реформу. В. ш. определила важные достижения нем. муз. культуры 1850-х гг. Вместе с тем её представители не была лишены нек-рой ограниченности: порой недооценивали жизнеспособность в новых условиях классич. форм, по сравнению с композиторами лейпцигской школы уделяли меньшее внимание претворению в своих произв. нем. нар.-бытовых жанров. В нач. 1860-х гг. обстановка реакции и засилье филистерства, мешавшие осуществлению реформаторских замыслов Листа, заставили его на время покинуть Германию и В. ш. распалась.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь