на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ВЕНГРИИ МУЗЫКА. Особенности развития В. м. определены своеобразием венг. культуры - угорской с сильным тюрк. элементом - обосновавшейся в кон. 9 в. в центре Европы. Отсюда - взаимодействие древней вост. основы (пентатоника) и более поздних зап. влияний (гемитоника, мажоро-минор) в нар. В. м. Странствующие певцы-сказители (иокулаторы) были носителями традиции языческого эпич. пения (10 в.). С принятием католичества в В. м. проникло григорианское пение (11 в.). С 13 в. расширялся венг. нар. инструментарий (древнейшие инстр. - рог, фуруйя; более поздние: духовые - волынка, тарогато; струнные - кобза, скрипка, лютня, цитра, цимбалы и др.). С 15 в. в Венгрии развивалась зап.-европ. придв. культура (сольное пение с сопр. лютни и скр., вок.-инстр. капеллы; корол. капелла в Буде была одной из лучших в Европе). В 16 в. появились светские муз. соч. с венг. текстами; наряду с историч. песнями и сказаниями они опубликованы в сборниках Ш. Тиноди (1554) и Б. Бакфарка (1553, 1565). В 17-18 вв. в резиденциях австро-венг. аристократов создавались оркестры (в 1761-1790 оркестром князей Эстерхази руководил Й. Гайдн). Формирование нац. стиля происходило в рамках стиля вербункош (кон. 18 в.), получившего развитие в творчестве скрипачей-виртуозов и композиторов Я. Бихари, Я. Лавотты, А. Чермака (возглавлявших цыг. оркестры и театр. труппы). Влияние вербункоша заметно в первых венг. операх И. Ружички ("Бегство Белы" и "Кемень Шимон" - 1822), А. Бартаи ("Аурелия", 1837; "Хитрость", 1839), М. Рожавёльди ("Искатели клада из Вышеграда", 1839). Ф. Эркель создал венг. нац. оперы на сюжеты из истории нац.-освободит. движения - "Ласло Хуньяди" (1844), "Банк бан" (1852) и "Дьёрдь Дожа" (1867). Среди музыкантов-романтиков сер. 19 в. - М. Мошоньи, И. Секей (создатель "венг. рапсодии"), В кон. 19 в. выдвинулись виртуозы-скрипачи, прославившие нац. исполнит. школу, - Э. Ременьи, Е. Хубаи, а также И. Иоахим и Л. Ауэр (начали творч. путь в Венгрии). Вершиной развития В. м. 19 в. стало творчество Ф. Листа, выдающегося пианиста и композитора, сыгравшего большую роль в развитии программного симфонизма. При участии Листа в 1875 создана Муз. академия в Будапеште (был её первым през.; позднее его имени). В нач. 20 в. известность приобрели оперетты Ф. Легара и И. Кальмана, внёсшего в оперетту элементы венг. песенно-танц. мелодики. Развитие венг. музыки 1-й пол. 20 в. связано с такими именами, как Б. Барток и 3. Кодай. Эстетич. принципы Бартока, синтезирующего в творчестве старинные нар. нац. элементы с новейшими явлениями совр. проф. музыки, оказали влияние на формирование комп. школ в странах Вост. и Юго-Вост. Европы в 30-50-х гг. Будучи, как и Барток, крупнейшим венг. исследователем-фольклористом, З. Кодай внёс также большой вклад в муз. педагогику. Среди крупнейших совр. композиторов - П. Кадоша, Д. Ранки, А. Сёллёши, Ш. Балашша, Д. Лигети, Ж. Дурко. Известность получили оперы Ш. Соколам ("Кровавая свадьба", 1964) и Э. Петровича ("C'est la guerre", 1962). Среди исполнителей: дирижёр Я. Ференчик, пианисты А. Фишер, 3. Кочиш, певцы Д. Мелиш, Э. Хази. В 1948 учреждены Междунар. конкурс исполнителей (фп., скр. и струн. квартет) и композиторов и Фестиваль им. Б. Бартока, с 1974 проводится ежегодный междунар. фестиваль "Музыка нашего времени", с 1981 - ежегодный Междунар. конкурс композиторов. Среди 12 муз. журналов: "Muzsika" и "Magyar zene". В Будапеште работают (1986): Венг. оперный театр (1837); Будапештский симф. орк.; многочисл. ансамбли нар. музыки и танца, хор. проф. и самодеят. коллективы; Союз венг. музыкантов (1949); Ин-т музыковедения при Венг. АН (1969); Высшая муз. школа (с 1919, на основе муз. академии, имеет 6 филиалов в др. городах), консерватория им. Б. Бартока (уч-ще); Музей музыки (1986). Муз.-театр. центрами Венгрии стали также Печ, Дебрецен, Сегед, Мишкольц.
Кодай З., Венг. нар. музыка, [пер. с венг., Будапешт, 1961]; Сабольчи Б., История венг. музыки, пер. с венг., Будапешт, 1964; Музыка Венгрии. Сб. ст., пер. с венг., М., 1968; Бела Барток. Сб. ст., М., 1977; Кrоo G., A magyar zeneszerzes 25 eve, Bdpst, 1971; Brener J., Harminc ev magyar zenekuhurija, Bdpst, 1975; Falvy Z., A magyar zene tortenete, Bdpst, 1983. Н.В.Санина.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
В..

ЧАСТИЧНЫЕ ТОНЫ

ЧЕШСКАЯ МУЗЫКА

ЧТЕНИЕ С ЛИСТА

ШНОРАЛИ НЕРСЕС

ШРЕЕР-ТКАЧЕНКО

ЭКСПРЕССИОНИЗМ

ЭНЕЦКАЯ МУЗЫКА

ЭФИОПИИ МУЗЫКА

Музыкальный словарь ver16