на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ВЕНЕСУЭЛЫ МУЗЫКА. Во внутр. областях страны сохранилась исконная муз. культура индейцев, в т. ч. древние ритуальные танцы маре-маре, тура, себукан. По побережью распространена афро-амер. музыка (танцы бамба, меренге, сангео и др.), для которой характерны 2-дольные метры, остросинкопиров. ритмика, господство ударных инструментов. В креольской музыке (преобладающей в стране) гл. место занимает хоропо - сложный комплекс, объединяющий разл. танцы, пение, инстр. пьесы; в это понятие входит также контрапунтео - состязание певцов-импровизаторов. Осн. креольские инструменты - куатро (4-струн. щипковый), гитара, арфа, марана. Проф. муз. творчество начало складываться в 18 в. и было связано, прежде всего, с культовой музыкой, среди мастеров которой X. М. Оливарее, X. Ф. Веласкес, X. А. Каро де Боэси. В 1783 П. Паласиос-и-Сохо осн. в Каракасе муз. школу, воспитанниками которой были комп. X. А. Ламас, X. X. Ландаэта (автор патриотич. песни "Слава храброму народу", 1810; позже стала нац. гимном). В 1818 создано Филармонии, общество. Существ. вклад в развитие В. м. в 19 в. внесли Ф. Ларрасабаль, Ф. Вильена, Т. Карреньо, а также X. А. Монтеро - автор первой венесуэл. оперы "Вирхиния" (1873). Основоположником нац. комп. школы, сложившейся в нач. 20 в., явился В. Э. Сохо, который создал также Нац. симф. орк. Венесуэлы (1930). Среди композиторов - X. Б. Пласа Альфонсо, X. В. Лекуна, X. А. Кальканьо, К. Фигередо, А.Саусе, Э. Кастельянос, композитор и гитарист А. Лауро. С сер. 1960-х гг. в В. м. проникли авангардистские течения (см. Авангардизм). В области додекафонии, алеаторики, электронной музыки, л также аудиовизуальных выразит. средств работают комп. А. Эставес, Р. Эрнандес Лопес, X. А. Абреу, Х.Л. Муньос, А. X. Очоа, А. дель Монако, Я. Иоаннидис. В Каракасе функционируют (1986): Нац. симф. орк. (многие годы его возглавлял П. А. Риос Рейна), кам. ансамбли, хор. коллективы (в т.ч. "Орфеон Ламас"); Высшая муз. школа им. X. А. Ламаса, консерватория им. X. Х.Ландаэты и др. муз. уч. заведения, Нац. институт культуры и изящных искусств. Важнейшие центры музыковедения и фольклористики - Лат.-амер. институт муз. исследований, Межамер. институт этномузыкологии и фольклора, Нац. институт фольклора. С 1954 в Каракасе регулярно проходит муз. фестиваль. Среди муз. журналов: "Revista musical de Venezuela", "Revista Venezolana de folklore".
Рамон-и-Ривера Л. Ф., Хоропо, нац. танец Венесуэлы, [пер. с испан.], в сб.: Музыка стран Лат. Америки, М., 1983; Пичугин П., Нар. муз. искусство, в сб.: Культура Венесуэлы, М., 1984; Ramonу Rivеra L. F., La musica popular de Venezuela, Caracas, 1976; Aretzde Ramony Rivera J., Instrumentos musicales de Venezuela, Cumana, 1967.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
В..

ЭСТОНСКАЯ МУЗЫКА

ЭСТРАДНАЯ МУЗЫКА

ЮГОСЛАВИИ МУЗЫКА

Музыкальный словарь ver16