на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ВЕНСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА (нем. Wiener Klassik) - художественное направление в европ. муз. культуре 2-й пол. 18 - нач. 19 вв. Предст. - Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен. Художеств. принципы В. к. ш. представлены в музыке 80-х гг. 18 в. - 10-х гг. 19 в., т. к. в раннем творчестве Гайдна и Моцарта они только складывались, а в поздних соч. Бетховена ощутима близость романтизму. Деятельность композиторов В. к. ш. подготовлена художеств. опытом их предшественников и современников, включая итал. и франц. оперу и инстр. культуру, достижения нем. музыки (Г. Ф. Гендель, И. С. Бах и его сыновья, мангеймская школа). Огромную роль в становлении В. к. ш. сыграли муз. быт Вены - крупнейшего муз. центра, муз. фольклор многонац. Австрии. Иск-во венских классиков тесно связано с общим подъёмом австро-нем. культуры, с просветительством, отразившим гуманистич. идеалы третьего сословия в преддверии Великой франц. революции. Творч. идеи венских классиков тесно соприкасаются со взглядами Г. Э. Лессинга, И. Г. Гердера, И. В. Гёте, Ф. Шиллера, И. Канта, Г. Гегеля, с некоторыми положениями франц. энциклопедистов. Для искусства предст. В. к. ш. характерны универсальность художеств. мышления, логичность, ясность художеств. формы. В их соч. органично сочетаются чувство и интеллект, трагическое и комическое, точный расчёт и естественность, непринуждённость высказывания. В творчестве венских классиков выражено динамич. понимание жизненных процессов, нашедшее наиб. полное воплощение в сонатной форме и обусловившее симфонизм мн. их соч. С симфонизмом, в широком смысле, связаны расцвет ведущих инстр. жанров эпохи - симфонии, сонаты, концерта и камерного ансамбля, окончат. формирование 4-частного сонатно-симф. цикла (см. Циклические формы). Музыка композиторов В. к. ш. - новый этап в развитии муз. мышления; для их муз. языка характерны строгая упорядоченность, централизованность в сочетании с внутр. разнообразием, богатством. В их творчестве формируются классич. типы муз. структур - период и др.; индивидуализируется муз. тематизм. Расцвет В. к. ш. совпал с общим процессом становления симф. оркестра - его стабильного состава, функциональной определённости орк. групп. Сложились гл. классич. типы кам. ансамблей - фп. трио, струн. квартета и др.; из музыки для сольных инстр. особенно выделилась фортепьянная. Оперное творчество Моцарта открыло широкие перспективы развития разл. типов оперы - лирич. и социально-обличит. комедии, драмы музыкальной, филос. оперы-сказки и др. ("Свадьба Фигаро", "Дон Жуан", "Волшебная флейта"). Каждый из мастеров В. к. ш. обладал неповторимой индивидуальностью. Гайдну и Бетховену наиб. близкой оказалась сфера инстр. музыки, Моцарт в равной мере проявил себя и в оперном, и в инстр. жанрах; Гайдн больше тяготел к объективным нар.-жанровым образам, юмору, шутке, Бетховен - к героике, Моцарт, будучи универсальным художником, - к разнообразным оттенкам лирич. переживания. Творчество композиторов В. к. ш., принадлежащее к вершинам мировой художеств. культуры, оказало огромное влияние на дальнейшее развитие музыки.
Иванова Т.Н., Муз. классика XVIII в., М.-Л., 1939; её же, История зап.-европ. музыки до 1789 г., т. 2, М., 21982; Конен В. Д., Театр и симфония, М., 1975; Rosen Ch., The classical style: Haydn, Mozart, Beethoven, N. Y., (1972). Г. В. Жданова.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь