на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ВЕРИЗМ (итал. verismo, от vero - истинный, правдивый) - течение в итальянской литературе и искусстве, возникшее в 80-е гг. 19 в. В. близок идеям натуралистич. эстетики. Муз. В., связанный с оперным театром, сложился под непосредств. воздействием веристской литературы, прежде всего сон. Дж. Верди. Ведущий тезис эстетики В. - показать "жизнь как она есть" - был реакцией на оперный романтизм, однако В. свойственны некоторая узость в подходе к жизненным проблемам, уход от широких идейных обобщений. В основе веристских опер - житейская бытовая драма. Героями опер становятся простые люди - крестьяне, бродячие актёры, мастеровые; в связи с этим в соч. проникают бытовая речь (диалекты, вульгаризмы), широко распространённые песенно-городские интонации. Опираясь преим. на жанр мелодрамы, веристы создали компактную оперу-новеллу с острой любовной коллизией. Продолжая нац. оперные традиции, наряду с напевной вок. мелодикой, они широко использовали драм. речитатив, краткие ариозо, сквозное симф. развитие. Для их опер характерны напряжённые лирико-драм. кульминации, связанные с выражением открытого, подчас преувеличенно поданного чувства. Возникновение муз. В. ознаменовалось премьерами опер "Сельская честь" Масканьи (1890, по пьесе Дж. Верги) и "Паяцы" Леонкавалло (1892). Отд. Черты веристской эстетики нашли отражение в соч. Дж. Пуччини (гл. обр. в операх "Манон Леско", "Богема", "Тоска", "Чио-Чио-сан", "Девушка с Запада"), однако его творчество далеко выходит за пределы В., смыкаясь с реалистич. направлением. Др. представители В. - У. Джордано, Ф. Чилеа, Р. Дзандонаи, И. Монтемецци, Ф. Альфано. Родственные В. явления наблюдались и в муз. культуре др. стран - во Франции (оперы А. Брюно на сюжеты Э. Золя, "Луиза" Г. Шарпантье), Германии ("Долина" Э. д'Альбера), отчасти в Испании, Чехии (у Л. Яначека), России, Великобритании. Нек-рые отголоски В. возникали и позднее (оперы Дж. К. Менотти).
Нестьев И., Дж. Пуччини и итал. веризм, в его кн.: На рубеже двух столетий, М., 1967; Музыка XX века. Очерки, 4.1, кн.1, М., 1976, с. 70-74; Левашева О., Пуччвни и его современники, М., 1930; Rinаldi M., Musica e verismo, Roma, 1932; Paoli D. de, L'opera italiana dalle origin! all opera verista, Roma, 1955. Г.В. Жданова.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь