на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ВОДЕВИЛЬ (франц. vaudeville, от Vau de Vire - долина реки Вир в Нормандии) - 1) одно из жанровых обозначений бытовых рефренных песен франц. Возрождения. Близко понятиям шансон, ноэль и др. В 15 в. были распространены нар. песенки-"водевиры". В 16 в. В. наз. гор. уличная песня (термин В. трансформировался в voix de ville - городские голоса). В 17 в. песенки-куплеты с рефреном вводили в театр. представления (ярмарочный театр; пьесы А. Пирона, А. Р. Лесажа, М. Дорневаля). Квинтет в строфич. форме, открывающий финал оперы "Похищение из сераля", назван В. А. Моцартом "Vaudeville" (Г. Аберт считал этот приём традицией, заимствованной зингшпилем от франц. комедий). 2) Комедийная пьеса, в которой диалоги чередуются с куплетами, романсами, танцами. Пьесы-В. часто сближались с жанром комической оперы. С сер. 18 в. В. создают совм. драматург и композитор (М. Ж. Седен, Л. Ансом, Ш. С. Фавар и др. сотрудничали с А. Э. М. Гретри, Ф. А. Филидором, П. А. Монсиньи). Во время Великой франц. революции В. - излюбленный жанр франц. проф. театра (в 1792 в Париже открыт театр "Водевиль"); в период якобинской диктатуры В. был насыщен политич. содержанием (пьесы Э. Дюпати, М.А. Дезожье, Ж. Б. Роде, К. Ф. Дефонтена). Позднее В. утратил сатирич. характер, стал развлекательным жанром. В нач. 19 в. распространился в европ. странах (классич. образцы франц. В. созданы Э. Скрибом среди др. франц. авторов - Ж. Ф. А. Байяр, Ф. Ф. Дюмануар, Э. Лабиш). С нач. 19 в., после гастролей в Петербурге и Москве франц. труппы, жанр В. стал известен в России. А. А. Шаховской, А. И. Писарев, А. С. Грибоедов, П. А. Вяземский, Н. В. Всеволожский, П. А. Каратыгин и др. переводили франц. В. и создавали оригинальные пьесы этого жанра. Музыку к В. писали А. А. Алябьев, А. Н. Верстов-ский и др. русский композиторы. Расцвет рус. муз. В. приходится на 1820-е гг. (помимо куплетов в него входили арии романсового типа, иногда хоры, увертюры). Разновидности В. - опера-В. ("Кто брат? Кто сестра?, или Обман за обманом", текст Грибоедова и Вяземского, музыка А. Н. Верстовского, 1824), комедия-В. ("Тридцать тысяч человек, или Находка хуже потери", текст Писарева, музыка Верстовского, 1825). Позднее количество муз. номеров в В. сократилось, к сер. 19 в. жанр утратил популярность, уступив место оперетте, став компонентом театров варьете, с кон. 19 - нач. 20 вв. - ревю, мюзик-холлов. Среди сов. В. - "Гурий Львович Синичкин" Д ыховичного и Слободского на муз. А. Л. Колкера (Ленингр. театр комедии) и Н. В. Богословского (Моск. театр сатиры).
Гозенпуд А., Муз. театр в России, Л., 1959; Рус. водевиль, Л.-М., 1959; Эрисиан Г., Франц. песня, пер. с франц., М., 1974. Т.Л. Ляхова.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь