на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ВОСТОЧНОЙ АФРИКИ МУЗЫКА. Музыкальная культура тропич. Вост. Африки включает музыку гос-в Бурунди, Кении, Руанды, Танзании, Уганды. Географич., а также культурная общность объединяют эти гос-ва в единый регион, осн. население которого - народы семьи банту, обосновавшиеся в этой части континента в 1-м тыс. до н. э. - 1-м тыс. н. э. Музыка - постоянный компонент их религ. обрядов, магии, празднеств, церемоний (в т. ч. инициации), а также повседневной жизни. В результате взаимодействия культур банту и племён скотоводов нилотов и кушитов (появились в Вост. Африке в 1-й пол. 2-го тыс. н. э., распространились по всей территории региона и частично подчинили языческие племена банту), основавших первые в Вост. Африке феодальные централизов. гос-ва, возникла т. н. высокая традиция придв. музыки, с которой связано формирование проф. искусства. При дворе исполнялись историч. и эпич. песни, воспевающие правителя (нередко их авторами были сами правители - мвами). При дворах мвами создавались оркестры из проф. музыкантов, которые занимали довольно высокое социальное положение. На формирование В. А. м. оказали воздействие контакты как с культурами Афр. континента, так и с более отдалёнными цивилизациями (греко-романской, арабской, индийской). В 12-19 вв. в Вост. Африке в результате общения коренного бантуязычного населения с араб. и перс. переселенцами возникла высокоразвитая суахилийская цивилизация, создавшая свой язык, литературу и музыку. Суахилийская поэзия неотделима от муз. декламации. Таковы шаири - произв. на любовную или воен. тематику, слагавшиеся поэтами (вашари), и утензи - эпич. повествования на религ. или историч. сюжеты. Одним из осн. суахилийских песенных стилей, в котором особенно ярко проявились араб. и инд. влияния, является таараб - композиция типа театрализов. представления, исполняющаяся в домах правителей. Араб. влияния сказались также на муз. традициях суфийских братств (ритуальная мистич. церемония зикр), на песенных жанрах (гунгу - восхваление правителей, ньимбо запунгва - обращение к духам предков). Несмотря на то, что во внутр. р-нах региона сохранились самобытные традиции, в музыке народов кушитской группы - галла, сомали и др. (совр. Кения), ньямвези, сукума (совр. Танзания) наблюдается влияние ислама и араб. культуры. Их песни отличает обилие мелизматики (у ньямвези - также использование гептатоники). Разнообразны песни и танцы народов Вост. Африки. Песня квидога сопровождает работу в поле, песню амасаре поют во время переправы через реку на лодке (народ хуту). На празднествах звучат песни (преим. хоровые) индилимбо, ибитарамо (у хуту), сенгенья (у диго). Для них характерно многократное (с незначит. изменениями, напр., расширение фраз в начале и конце песни дополнит. слогами, выкриками и т. п.) повторение коротких фраз, исполняющихся респонсорно (см. Респонсории). Остинатность (присутствует и в инстр. музыке) - один из важнейших принципов организации афр. музыки. Среди сольных песен - колыбельная и бихозо (у хуту), пастушья амахаба и др. Хор. и сольные песни исполняются как с инстр. сопровождением (ансамбли, инструменты-соло), так и без сопровождения. Широко распространены танцы - обычно коллективные (участвует вся община), за исключением таких, как, напр., вашави (танец колдунов). Один и тот же танец может исполняться по разным поводам. Так, мсуньюнсо (у гого и кимбу) танцуют на праздниках в честь сбора урожая (в мае), в сухой сезон (в январе) - вместе с песнями, "вызывающими" дождь, а также в др. случаях. Зачастую танцоры выступают в масках. Мелодика песен у народов с тональными языками во многом определяется текстом. Разнообразен ладовый строй музыки банту: пентатоника (у ганда, сога, ньоро, торо и др.), гекса- и гептатоника (у хуту), гептатоника (у ньямвези). В вок. музыке звукоряды могут расширяться за счёт хроматизмов и глиссандирования. Наряду с простейшими 2-дольными метрами (напр., в колыбельных у камба и хуту) бытуют сложные размеры - 5/8, 7/8 (у ганда, сога и др.). Особым богатством и своеобразием отмечен ритм, являющийся важнейшим выразит. средством в афр. музыке. Свойственные В. А. м. сложные полиритмич. комбинации, как правило, результат объединения в единый комплекс неск. простых ритмич. формул (в последующем развитии характерен сдвиг одной относительно другой). Песни банту бывают как одно-, так и многоголосными. Типично хор. пение в унисон и в октаву (у кикуйю, камба, ганда и др.), при этом иногда возникает т. н. случайная полифония (из-за частичного наложения вступления хора на окончание фразы солиста в респонсории). Распространено пение параллельными интервалами (напр., в кварту - у гого и найди, в терцию и сексту - у лухья, тва, нгуу и др.). Встречаются также развитая хор. полифония, гокетное пение (у календжин, масаев, туркана, оромо и др.; см. Гокет). Разнообразны приёмы голосового звукоизвлечения. Нек-рые народы (не принадлежащие к банту) используют йодлирование (см. Йодль). Важное место в инструментарии Вост. Африки занимают барабаны: одномембранные китембе, мшондо, ингараба, 2-мембран-ные ингома, муканда (или камба), барабаны-сосуды. Барабаны служили средствами связи ("говорящие барабаны" эмбуту, омубала). Среди струнных инстр.: муз. луки (с тыквенным резонатором - ута, эндоно, умудули; без резонатора, функцию которого выполняет рот играющего, - обокано, увута и др.); однострун. скрипки акануембе (у макондо), 2-струн. - чизезе (у того); цитры и нанга (у хайа), 6-струн. лигомбо (у хехе), литунгу (у лухья); разл. лиры. Дух. инструменты представлены мног?очисл. флейтами, в т. ч. зомари (араб, происх.), мланзи (у гого), умвиронке (из тростника, бамбука или дерева, на ней играют пастухи); рогами, трубами, в т. ч. составленными из тыкв в рост человека макондере (у хайа) и абу (у луо); свистками. Разнообразны идиофоны - бубны, ножные колокольчики, разл. погремушки, жестянки, гонги, ксилофоны, в т. ч. тимбила (у маконде), на котором играют 2 исполнителя; популярен ламеллафон и кембе. В В. А. м. большая роль принадлежит инстр. ансамблям, среди которых барабанные (напр., ансамбль ингомо в Руанде, включающий 7- 9 барабанов, главный из которых - ишакве), ксилофонные, из барабанов и разл. идиофонов, смеш. типа (напр., амакондера, включающий 6-8 бамбуковых труб и барабаны). С кон. 19 в. существ. влияние на муз. культуру народов Вост. Африки оказывала зап.-европ. музыка, прежде всего культовая, внедряемая миссионерами. В школах при миссиях африканцев обучали церк. пению. В результате взаимодействия музыки христ. церкви с местными муз. традициями возник специфич. слой В. А. м. (мелодии псалмов частично "африканизировались", богослужения стали вестись на местных языках). Проникновению зап.-европ. музыки способствовали также воен. оркестры колониальных войск. После 2-й мировой войны 1939-45 значит. распространение получили бэнды - эстр. ансамбли, в которых элементы зап.-европ. муз. культуры часто сочетаются с местными. Освобождение стран региона от колониальной зависимости в 1960-х гг. способствовало активному развитию их муз. культуры. В период борьбы за независимость появились патриотич. песни. Формируются нац. комп. традиции: среди ведущих композиторов - Дж. Кьягамбиддва (Уганда), Д. Мбилиньи, Э. Макала и Л. Филлипо (Танзания), Дж. У. Какома (Кения). Известность во ми. странах приобрёл барабанщик-виртуоз М. Мньюньюса (Танзания). Получили признание работы музыковедов П. Н. Кавью, В. А. Омунди (Кения) и др. Среди муз. коллективов: Нац. театр (осн. в 1958) и нац. ансамбль "Бьющиеся сердца Африки" (осн. в 1969; гастролировал в СССР), в Уганде; симф. орк. (осн. в 1967) и нац. ансамбль песни и танца "Бомас" в Кении; нац. фольклорный ансамбль "Нгома" в Танзании (гастролировал в СССР в 1977). В муз. жизни важная роль принадлежит Вост.-афр. конс. (осн. в 1944) и Ин-ту африканистики в Найроби, Совету по музыке и театру в Танзании (осн. в 1970-х гг.), Департаменту нац. музыки и Угандийск. муз. обществу в г. Кампала; Муз. обществу в Дар-эс-Саламе. Проф. кадры музыкантов, помимо консерватории, готовят ф-ты искусств университетов, в т. ч. в Дар-эс-Саламе, университета Макерере в Кампале, а также Нац. колледж по подготовке учителей и Нац. институт работников в области образования (Уганда), колледж искусств в Чангомбе (Танзания).
Мerriam A. P., Les styles vocaux dans la musique du Ruanda-Urundi, "Jeune Afrique", 1953, v. 7, № 19; Sаrtiaux P., Aspects traditifs de la musique au Ruanda-Urundi, там же, 1954, v. 7, M 21; Gunther R., Musik in Ruanda, Tervuren, 1964; Кubik G., Mehrstimmigkeit und Tonsysteme in Zentral- und Ostafrika, W., 1968; его же, Ostafrika, Lpz., 1982 (Musikgeschichte in Bildern, Bd 1, Lfg. 10). Л. Митрофанов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
В..

ГОФМАН ФОН ФАЛЛЕРСЛЕБЕН

ИКОНОГРАФИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ

ИНСТРУМЕНТЫ МУЗЫКАЛЬНЫЕ

ИСКУССТВЕННЫЕ ФЛАЖОЛЕТЫ

КРЫМСКОТАТАРСКАЯ МУЗЫКА

МЕХАНИЧЕСКОЕ ФОРТЕПЬЯНО

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР ИМЕНИ

ОДНОИМЁННЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ

ПАЛЕОГРАФИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ

ПАРИЖСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ

ПОДГОЛОСОЧНАЯ ПОЛИФОНИЯ

ПОЛИФОНИЧЕСКИЕ ВАРИАЦИИ

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ МУЗЫКА

ТЕАТР МУЗЫКАЛЬНОЙ ДРАМЫ

ТЕКСТОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ

УКРАИНСКИЙ НАРОДНЫЙ ХОР

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ИНВЕРСИЯ

ЧЕТВЕРТИТОНОВАЯ СИСТЕМА

ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКАЯ МУЗЫКА

Музыкальный словарь ver16