на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ВЬЕТНАМА МУЗЫКА. Включает муз. традиции осн. этноса - вьетов и св. 60 народностей, населяющих совр. территорию страны. К древнейшим памятникам муз. культуры Вьетнама относятся литофоны (4-3-е тыс. до н. э., бакшонская культура), бронзовые барабаны и гонги (1-е тыс. до н. э., т. н. донгшонская культура), составлявшие в древних вьетских гос-вах основу церемониальных ансамблей. Проникающие кит. (со 2 в. до н. э.) и инд. (опосредованно, через соседние гос-ва Фунань, Тьямпа с 1-2 вв. н. э.) муз. традиции вступали во взаимодействие с музыкой вьетов, но были ограничены сферой придв. и храмового музицирования (конфуцианские и буддийские ритуалы). С б- 7 вв. центрами формирования вьетской традиц. муз. культуры становится общинные дома - динь (к 8-9 вв. при них организуются церемониальные ансамбли Батам). Наиб. интенсивно муз. традиции вьетов начинают развиваться с 10 в. - с образованием независимого (от Китая) централизов. гос-ва Дайвьет. К 10-11 вв. на севере страны формируются сельский муз. театр т е о, кукольный театр на воде руа нуок и др.; проводились певч. соревнования, на которых звучали песни антифонного типа, характеризующиеся локальным своеобразием: куанхо (в пров. Бакнинь), хатэам и хати (в пров. Нгетинь),хат соан (в Футхо), хо (в Тханьхоа иБиньчитхьен) и др. В творчестве бродячих слепых певцов (кеве и хатсамы) развиваются традиции песен повествоват. характера (на севере - песни ве, сам, на юге - разновидности песен ли). Самобытной традицией жен. пения стала качу (пение проф. певиц адао; популярно и ныне), развивающаяся как ритуальная (а также развлекательная) форма с 10-11 вв., как гор. традиция с 13-14 вв., при дворе с 15 в. К 15-16 вв. складываются классич. формы В. м. Наряду с конфуцианским учением на приди, культуру гос-ва Дайвьет оказывали воздействие кит. классич. музыка и театр (деление придв. музыки на строго установленные разновидности, 2 вида составов церемониальных оркестров - "Дай няк" и "Тиеу няк" и т. д.). В то же время в процессе активной вьетнамизации элементов кит. музыки возникли отличающиеся большей нац. характерностью явления - многосоставные церемониальные оркестры (Няняк, Донгван, Зяофыонг), представления муз. драмы туонг - одной из вершин классич. театра а Юго-Вост. Азии. В кругах феодальной аристократии распространяется традиция распевания классич. поэм в сопр. лютни и цитры (жанр ван), сохранившаяся и ныне (жанр доктау). Развитость лит. традиции, а также тоновый характер языка в 14-15 вв. определили дальнейшее тяготение В. м. к вок. формам. В период 17-19 вв. интенсивно развиваются муз. традиции городов (кам.-инстр. традиция г. Хюэ и др.), в муз. практику активно вводятся разл. типы нотации. Среди важнейших инструментов классич. традиции вьетов: духовые - сяо, тиеу (тип флейты), кен, сона (род гобоя); струнные - смычковый 2-струн. ни, дан бау (монохорд); струн.-щипковые - дан ты ба, дан игуэт, дан дай (лютни), дан чань (16-струн. цитра); ударные - литофоны, разновидности барабанов, гонги, колокольчики, дерев. трещотки. Многочисл. народности Вьетнама издавна использовали разнообразные инструменты из бамбука - ксилофон трынг, клом пут (динг бут), губной орган хен (нар. тхай, мео), а также однострун. смычковый кони (плато Тэйнгуен), бычий рог ки па, свистульку из древесного листа кен ла и др. Муз. теория, начавшая развиваться с 15-16 вв., оформилась как система к 19 в. Ладовая организация (диеу) включает 2 типа ладов - бак (состояние радости) инам (грусть, спокойствие), в свою очередь каждый из которых имеет по 3 модуса (эмоц. оттенки), предполагающие определ. типы ритмич. рисунка мелодии, орнаментации, тембра. Лады основаны на 5-7-ступенных звукорядах (преим. с ангемитонной пентатонич. основой); в музыке ряда этнич. групп встречаются 2-, 3-, 4-ступенные звукоряды с квартово-квинтовой опорой. Ритм силлабич. типа, основанный на двудольной метрике. Важнейшее средство развёртывания классич. композиций - ладовые модуляции. На рубеже 19-20 вв. во Вьетнам проникают элементы зап.-европ. муз. культуры как следствие франц. колонизации. В 1-й трети 20 в. открываются муз. уч. заведения европ. типа, в т. ч. Дальневосточная конс. в Ханое. Среди новых нац. муз. традиций этого периода - кам.-инстр. традиция тай ты (на традиц. нац. инстр.), муз. театр развлекат. типа кайлыонг на юге страны. В годы роста нац.-освободит. движения (1930-45) зародился жанр массовой патриотич. песни (комп. Динь Ню, Чан Ван Ык, Выонг Зя Хыонг и др.); особое значение имели песни комп. До Нюана, Лыу Хыу Фыока, Ван Ки во время Войны Сопротивления французским (1945-54), а затем американским (1964-75) агрессорам. После победы Августовской революции 1945 муз. культура Вьетнама демократизируется и всесторонне развивается, особенно после объединения страны (1975) и образования СРВ. Среди ведущих композиторов - Нгуен Суан Хоат, Гуй Зу, Лыу Хыу Фыок, До Нюан, Ван Као, Хуанг Вьет, Дам Линь, Нгуен Дык Туан; пианистов - Данг Тхай Шон; музыковедов - Ту Нгок, То Нгок Тхань, То By, Нгуен Тхи Нюонг, Зоан Ньо. В СРВ функционируют (1988): Т-р оперы и балета в Ханое (1961), 2 симф. орк., в т.ч. Гос. симф. орк. (1959), орк. нар. инстр.; консерватории в Ханое и Хошимине, муз. уч-ще в г. Хюэ, муз. ф-ты в художеств. уч-щах ряда городов; Ин-т музыкознания в Ханое (1956) н его отделение в Хошимине; СК Вьетнама. Издаётся журн. "Музыка".
Хуан Тан Ши, Нар. муз. инструменты Вьетнама, в кн.: Из истории музыки XX в., М., 1971; Фан Тхань Нам, У истоков вьетнамской массовой песни, "СМ", 1987, №11; TrinvаnKhe, Viet-Nam, P.. 1967; Dio Trong Тu, HuyTrin, TuNgoc, Essais sur la musique rietnamienne. Hanoi, 1979. Е. В. Васильченко.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь