на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЗВУКОЗАПИСЬ (англ. sound recording; нем. Schallauf Zeichnung франц. enregistrement) - фиксация речи, музыки, шумов с помощью спец. технич. устройств, позволяющая сохранять и воспроизводить эти звуковые процессы. До кон. 70-х гг. 20 в. были известны лишь аналоговые системы З., которые используют изменения колебаний иглы (магнитного поля), пропорциональные ("аналогичные") изменениям звуковых колебаний: механический, магнитный и оптический (фотографич.) способы З. При механической З. звуковые колебания, улавливаемые мембраной, фиксируются в фонограмме - дорожке, к-рую оставляет на поверхности двигающегося звуконосителя игла, передающая колебания от мембраны. Магнитная З., преобразуя звуковые колебания в электрические, фиксирует их на дорожке "магнитоносителя" - ленты, обладающей остаточным магнетизмом в переменном магнитном поле, которое создаётся записывающей головкой. В оптической З. дорожка на киноленте производится звуковыми колебаниями, преобразованными в электрические, отличается неоднородностью светочувствит. слоя и рассчитана на воспроизведение звучания путём превращения светового луча в электрич. колебания (на фотоэлементе), а последних - в звуковые. Качество звуковоспроизведения зависит от качества З. Проблема воспроизведения З. теоретически была решена Ш. Кро (Франция, 1877), на практике - изобретателем фонографа Т. Эдисоном (США, 1877), действовавшими независимо друг от друга. Первоначально носителем З. служила станиоль, закреплённая на вращающемся цилиндре, затем восковой валик, а в 1888 Э. Берлинер изобрёл диск (пластинку), предназначенный дм проигрывания на граммофоне. Копирование и размножение дисков облегчила гальванопластическая технология, внедрённая в 1925. В 1920-х гг. начался также выпуск магнитофонов. В кон. 1920-х гг. в кинотехнике появилась оптич. "фильмовая" З. В дальнейшем осн. способом становится магнитная З., воспроизводимая как электромеханич. устройствами (электрофоны, на которых проигрываются долгоиграющие диски), так и магнитофонами (катушечными и кассетными). Пространственная локализация источников звука при многоканальной З. воспроизводится усилителями с громкоговорителями, создающими стереофонич. эффекты. Осн. недостатки аналоговых систем З. - их неполнота и неточность, наличие искажений, которые устраняются путём последоват. ограничение механич. процессов. В аналоговых звуковоспроизводящих устройствах роль механич. фактора не может быть полностью устранена. С кон. 70-х гг. в студийной практике и в быту всё большее распространение получает наиб. совершенная система З. - цифровая: звуковые колебания превращаются с помощью аналогово-цифрового преобразователя в последовательность импульсов, представляемых на ЭВМ в виде чисел. Перспективный метод "считывания" цифровой записи с фонограммы (на компакт-диске) при воспроизведении - оптический, использующий лазерный луч. открыла новые возможности в муз. искусстве и оказала огромное влияние на все сферы музыки 20 в. Она превратила звучащую музыку в предмет массового произ-ва, выдвинула звукорежиссуру как новую разновидность муз.-творч. труда и привела к существ. изменениям в композиции, исполнительстве (см. Электронная музыка) и восприятии музыки.
Синклер Я., Введение в цифровую звукотехнику, М., 1990; Гарднер Дж., Овладевайте искусством магнитной записи, [пер. с англ.], М., 1981; Рождение звукового образа, |сб. статей), М., 1985. Ю. Е. Семёнов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь