на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЗВУКОПИСЬ (нем. Tonmalerei; англ. tone painting; франц. musique descriptive) - воплощение музыкальными средствами объективного "предметного" мира. Изобразит. возможности музыки позволяют создавать имитации разл. звучаний (пение птиц, шум леса, звон колокола и др.; см. Сонорика), а также использовать ассоциативные связи звуковых и внезвуковых явлений (воспроизведение "подъёмов" и "спусков", мерного шага или бега и т. д.). Большую роль в З. играют динамика, регистры, тембры инструментов ("светлые" и "тёмные", "блестящие" " "тусклые"), а также звуко-цветовые ассоциации (см. Цветной слух). Гл. свойство З. - передача не внеш. черт явления, а того впечатления, которое оно производит на человека, тех чувств, которые оно в нём вызывает. Вне этого З. не может подняться до уровня художеств. обобщения. Понятие З. сформулировано в 18 в., хотя само явление существует в музыке с древности. См. также Программная музыка.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь