на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЗИНГШПИЛЬ (нем. Singspiel, от singen - петь и Spiel - игра) - нем.-австрийская разновидность комической оперы с разговорными диалогами между муз. номерами. Сев.-нем. З. сложился в 18 в. под влиянием англ. балладной оперы. Первоначально он представлял собой драм. спектакль с муз. вставками нар.-песенного характера. Этот тип З. утвердил И. К. Штандфус (первый образец - "Чёрт на свободе", 1752, - обработка-балладной оперы). В зингшпилях И. А. Хиллера ("Лотхен при дворе", "Охота" и др.), И. А. Венды, К. Г. Нефе, И. Ф. Рейхардта ощутимо воздействие франц. и итал. оперного искусства, проявившееся в повышении роли орк. развития и ансамблей. Ряд текстов З. для пост. придв. театра в Веймаре принадлежит И. В. Гёте. Становление австр. З. тесно связано с воздействием итал. комедии дель арте, отчасти франц. комич. оперы, но более всего с традициям! нар. австр. импровизац. комедии (в частности, театра марионеток), с деятельностью актёров старовенской комедии, создавших образ нар. комедийного героя Гансвурста (И. А. Страницкий, Г. Прехаузер, И. Ф. Курц-Бернардон). Для Курца-Бернардона написал свой единств. З. "Хромой бес" И. Гайдн (1751). Отличие муз. драматургии австр. З. от сев.-немецкого заключается в её большей развитости, приближённости к оперной, что проявилось в усилении орк. и вок. партий, расширении функций ансамблей (особенно в финалах). Эти тенденции нашли претворение в творчестве К. Диттерсдорфа ("Доктор и аптекарь") и В. Мюллера ("Чёртова мельница"). Расцвет жанра связан с произв. В. А. Моцарта ("Похищение из сераля", "Волшебная флейта") - новаторскими соч., оказавшими большое влияние на развитие австро-нем. оперной культуры. Непритязательные нар.-бытовые сюжеты ранних З. с элементами фантастики, гротеска, не теряя при этом своей нар.-демократич. основы, постепенно насыщались лирикой, а в творчестве В. А. Моцарта сложнейшей социальной н философской проблематикой, предромантич. идеями. Позднее моцартовские традиции нашли продолжение в "Фиделио" Бетховена, соч. Ф. Шуберта, К. М. Вебера, А. Лорцинга, О. Николаи. Путь З. шёл и к венской оперетте И. Штрауса-сына и его последователей. В 20 в. черты З. возродились в жанрах мюзикла, Songspiel (напр., у К. Вейля).
Черная Е. С., Моцарт и австр. муз. театр, М., 1963; ее же, Австр. муз. театр до Моцарта, М., 1965; Аберт Г., В. А. Моцарт, пер. с нем., ч. 1, кв. 2, М., 1980, Сло6одкин Г. С., Венская нар. комедия 19 в., М., 1985; Schetterer H. М, Das deutsche Singspiel von seinen ersten Anfangen bis auf die neueste Zeit, в его кн: Zur Oeschichte dramanscher Musik und Poesie in Deutschland, Bd 1, Augsburg, 1863; Сalmus C., Die ersten deutschen Singspiele von Standfub und Hiller, Lpz., 1908. В. Ждановa.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь