на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ - основной распев др.-русской монодич. музыки (11-17 вв.). Название получил от общего наименования использовавшихся для его записи знаков - "знамён" (см. Крюки). Источником для знаменной послужила палеовизантийская (т. н. куаленская - "Coislin") нотация; из визант. литургич. практики был заимствован и принцип организации муз. материала - система осмогласия. Мелодика З. р. основана на Обиходном звукоряде, отличается плавностью, уравновешенностью волнообразных линий. В процессе развития З.р. возникло неск. его типов. Столповой З. р. принадлежит невматич. стилю - на один слог приходится 2-3, реже 4 тона (наиб. типичное число тонов в одном знамени-невме); встречаются и мелизматич. вставки (см. Фита). Он имеет богатейший фонд мелодий-попевок, связь и последовательность которых подчиняется определ. правилам. Разнообразна ритмика столпового З. р. Им распеты осн. певч. книги - Ирмологий, Октоих, Триодь, Обиход, Праздники. Малый З. р. - силлабич. стиля, речитативный - предназначен для ежедневных служб. Ему близки подобны старого З. р., встречающиеся в рукописях с 11 в. Большой З. р. мелизматич. стиля возник в 16 в.; среди его создателей - распевщики Фёдор Крестьянин, Савва Рогов и их ученики. Большой З. р. отличают широкая внутрислоговая распевность, свободная изменчивость мелодич. рисунка (чередование поступенного движения и скачков). Малый знаменный распев, глас 2-й. Подобен на 5 строк старого знаменного распева, глас 2-й. Столповой знаменный распев, глас 2-й. Большой знаменный распет, глас 5-й. р. послужил источником путевого распева и демественного распева; развитие знаков знаменной нотации лежит в основе путевой и демественной нотаций. Мелодии З. р. использовались в многогол. строчном пении, партесном пении (3- и 4-гол. гармонизации). В 1772 Синодальной типографией были изданы нотолинейные одногол. певч. книги с песнопениями знаменного и др. распевов, послужившие основой для обработок и гармонизаций 19-20 вв. К гармонизации З. р. обращались М. И. Глинка, М. А. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский; новые принципы обработки З. р., найденные А. Д. Кастальским и основанные на рус. нар.-песенном многоголосии, оказали влияние на творчество П. Г. Чеснокова, А. В. Никольского, А. Т. Гречанинова, С. В. Рахманинова (Литургия, Всенощное бдение и др.). З. р. в одногол. варианте сохранился поныне у старообрядцев.
См. лит. при ст. Церковная музыка.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь