на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ, "правило золотого деления", деление в крайнем и среднем отношении, "божественная пропорция", - одна из эстетически значимых геометрич. пропорций, деление отрезка на 2 части, при котором целое (с) так относится к большей части (а), как большая к меньшей (Ь); с:а а:b (или a2=bc): Термия ввёл Леонардо да Винчи, под влиянием идей которого Л. Пароли написал трактат "De divina proportione" (изд. 1509). Эстетич. смысл З. с. раскрывается в гармонич. уравновешенности, красоте строгих пропорций. Пространственно З. с. обнаруживается в творениях живой природы (пропорции человеческого тела), архитектуре, живописи и т. д. В музыке З. с. отражает особенности человеческого восприятия временных пропорций. Точка З. с. служит ориентиром формообразования (особенно в небольших соч.): часто на неё приходится вершина формы-процесса, кульминация (напр., в начальном восьмитакте темы 2-й части фп. сонаты ор.111 Бетховена она даётся на грани 5-го и 6-го тактов), причём отступления от этой архитектонич. закономерности могут указывать на особый содержательный замысел.
Розенов Э. К., Закон золотого сечения в поэзии и в музыке, СПВ, [1904], в его кн.: Статьи о музыке. Избранное, М., 1982; Мазель Л., Опыт исследования золотого сечения в муз. построениях в свете общего анализа форм, "Муз. образование", 1930, № 2.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь