на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЧЕХОСЛОВАЦКАЯ МУЗЫКА. Музыкальное искусство Чехословакии формировалось на основе развития муз. культур Чехии и Словакии (см. ст. Чешская музыка, Словацкая музыка), а также взаимовлияния их муз. традиций. После образования в 1918 независимого государства Чехословакия усилилась борьба за процветание отечеств. культуры. Интенсивному развитию муз. жизни способствовало создание новых муз. учреждений, творч. коллективов, муз. уч. заведений. При Пражской консерватории была открыта Школа высшего мастерства (1920), где под рук. ведущих чеш. композиторов В. Новака, Й. Сука, Й. Б. Фёрстера, позднее Й. Кржички совершенствовались мн. выпускники консерватории. Сословный театр был передан в ведение дирекции Нац. театра; его оперной труппой стал руководить О. Острчил, деятельность которого (1921-35) способствовала повышению исполнит. уровня и расширению репертуара благодаря включению произв. отечеств. композиторов (за 15 лет поставил 86 опер 28 чеш. авторов) и лучших соч. композиторов др. стран. В 1923-31 на сцене Нац. театра шли оперы Б. Сметаны, З. Фибиха, А. Дворжака, Фёрстера, Новака, почти все оперы Л. Яначека, состоялись премьеры ряда опер Б. Мартину; художеств. уровень спектаклей оставался высоким и позднее - при директоре и гл. дирижёре В. Талихе (1935-45). Важную роль в культурной жизни страны играл Словацкий нац. театр в Братиславе (осн. в 1886), который с 1920 был центром пропаганды словацкой нац. музыки. Работали оперные труппы Гос. театра в Брно (с 1882 - Нем. гор. театр, с 1919 - Т-р им. Яначека), а также театров в Остраве (с 1907), Пльзене, Оломоуце, Кошице. Развитию нац. реалистич. традиций Ч. м. способствовала деятельность муз. коллективов высокого художеств. уровня - оркестра Чеш. филармонии (с 1896; в 1919-31 и 1934-41 рук. В. Талих), «Чеш. квартета» (с 1891), квартета им. Шевчика (с 1900), Пражского квартета (с 1920), квартета им. Ондржичека (с 1921), Пражского дух. квинтета (с 1928), Чеш. нонета (с 1924), ансамбля Пражских тромбонистов (с 1930), а также ряда словацких коллективов, в т. ч. Братиславского трио (с 1922), инстр. ансамбля Радио (с 1928) и мн. хоров (в т. ч. хора «Зори», с 1919) и др. Повышению уровня муз. образования способствовало создание в Моравии на основе Органной школы в Брно Гос. консерватории (1881) и отделения пражской Школы высшего мастерства (1919), а также открытие в Братиславе Школы музыки (1919, с 1928 - Академия музыки и драмы, с 1941 - Гос. консерватория). В 1920 возникло муз. Объединение исполнителей совр. музыки, члены которого участвовали в пост. в Праге опер И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, Б. Бартока, А. Шёнберга и др. Слившись с Клубом моравских композиторов, это объединение образовало Об-во совр. музыки (1920). В 1924 в результате слияния ряда творч. групп возникло общество «Пршитомность» («Современность»). Несмотря на успешное развитие муз. жизни страны в 20-е гг. в Ч. м. было много противоречий. Из-за ориентации бурж. руководства на культуру Зап. Европы в Чехословакию наряду с ценными достижениями совр. муз. искусства проникали модернистские влияния, способствовавшие увлечению чехосл. музыкантов формальным экспериментаторством. Эти позиции отчасти поддерживались и обществом «Пршитомность». В 1920-30-е гг. одноврем. с произв. композиторов старшего поколения (Л. Яначек, Й. Б. Фёрстер, В. Новак, Й. Сук и их ученики), продолжавших развивать классич. традиции и отстаивавших необходимость создания оперных и инстр. соч. на нац. основе, появились соч. экспериментаторского, модернистского направления, возглавлявшегося А. Хабой, создателем четвертитоновой системы и 1/6-тоновой системы в музыке. Деятельность представителей псевдоноваторского направления в Ч. м. вызывала отрицательное отношение композиторов, продолжавших классич. традиции Ч. м., что особенно ярко проявилось во время празднования 100-летия со дня рождения Сметаны в 1924, когда были исполнены все произв. чеш. мастера. Активным строителем новой муз. культуры был З. Неедлы, отстаивавший в своей науч. и обществ. деятельности художеств. принципы чеш. муз. классики, стремившийся к сближению чеш. культуры с культурой СССР (содействовал созданию ряда обществ культурных и экономич. связей с СССР). Вокруг него объединились прогрессивные музыканты - комп. О. Острчил, музыковед В. Гельферт, комп., педагог и дирижёр О. Еремиаш, комп. Э. Аксман и др. В числе лучших произв. 20-30-х гг. - опера Острчила (ученик З. Фибиха) «Королевство Гонзы» (по сказке Л. Н. Толстого, 1933), опера Еремиаша «Братья Карамазовы» (по роману Ф. М. Достоевского, 1931), симфонии Аксмана («Трагическая», 1926, «Весёлая словацкая», 1927; «Весенняя», 1928; «Героическая», 1932; «Дифирамбы», 1936). Среди значит. соч. композиторов словацкой школы, основы которой в кон. 19 в. заложили Я. Л. Белла, В. Фигуш-Бистри, М. Шнайдер-Трнавский, М. Мойзес, в 30-е гг. выделялись 2-я симфония, орк. сюита «Вниз по Вагу» и программные увертюры А. Мойзеса, кантата «Псалом земли Подкарпатской» Э. Сухоня, орк. соч. Я. Циккера. Развитию реалистич. муз. искусства способствовали эстетик и комп. О. Зих, дирижёр В. Талих, комп. Р. Карел, Б. Вомачка, Я. Квапил, Я. Кржичка. Лучшие произв. классической и современной музыки пропагандировали (кроме ранее созданных коллективов) новые камерно-инстр. ансамбли, в т. ч. Пражский духовой квинтет (1928). В 30-е гг. оживляется деятельность культурно-массовых организаций, связанных с пролетарским движением и Коммунистич. партией Чехословакии; среди них: организованная Й. Станиславом муз. секция Союза чехословацких рабочих - любителей театра (1911), основанный Э. Бурианом в 1933 «Театр Д-34» (просуществовал 1 год). Активное участие в работе театра приняли Я. Ежек, Э. Ф. Буриан, Й. Станислав. Появились произв. с публицистич. направленностью, посвящённые рабочему классу. Борьбу за демократизацию Ч. м. продолжили Э. Шульгоф (кантата «Коммунистический манифест», 1932; 2-я симфония, созданная под впечатлением забастовок голодающих рабочих в Закарпатье, 1935) и В. Неедлы (опера «Ткачи», 1939; «Симфония горя и смерти», 1934, 3-я «Испанская симфония», посв. «Защитникам испанской демократии», 1937, хоры по поэме В. В. Маяковского «150 000 000», 1935). Значит. место в творчестве ряда композиторов получила массовая песня; особенно популярны песни Я. Теклы («Песня о пяти континентах», «Моряцкая»), Й. Станислава («Песня безработного», «Песня о Гренаде»). Усиливался интерес к сов. муз. искусству, чему способствовали приезд в Прагу С. С. Прокофьева (1934), выступления Гос. хора под рук. А. В. Свешникова (1936), Краснознамённого им. А. В. Александрова ансамбля песни и пляски Сов. Армии (1937), а также издание книги З. Неедлы «Советская музыка» (1937). В репертуар чеш. театров 30-х гг. постоянно включались рус. классич. оперы «Князь Игорь» (1930), «Борис Годунов» (с участием Ф. И. Шаляпина, 1931), «Хованщина», «Царская невеста» и «Сказание о граде Китеже» (1934), в постановках которых принимал участие дирижёр З. Халабала. В связи с надвигающейся угрозой оккупации Чехословакии гитлеровской Германией появились многочисл. произв. антифаш. тематики - оперы «Иванушкино царство» (1934) Острчила и «Новая земля» (1935) А. Хабы и др. В период 2-й мировой войны 1939-45 в условиях репрессий и строжайшей цензуры мн. соч. чехосл. композиторов способствовали усилению патриотич. чувств и антифаш. настроений; среди них - оперы «Йиржи из Кунштата и Подебрад» Хлубны (1942), «Пламя» Гануша (1944), «Ян Гус» (начата в 1944; не завершена) Горкого; 5-я, а также 6-я («Симфония свободы», 1941) симфонии Э. Шульгофа, программные симфонии - «Красноармейская» Станислава (1942), «Майская» Новака, «Сталинградская» Доубравы, «Победная» Петржелки, 3-я симфония и орк. пьеса «Памятник Лидице» Мартину (оба соч. 1943), кантаты «О родной земле» Еремиаша (1941), «1945» Фёрстера, De profundis (1941) и «Святовацлавский триптих» (1942) Новака, «Чешский реквием» Выцпалека (1943). Во мн. соч. этого времени, в т. ч. в фантазии «1938» Еремиаша на тему старочешского хорала, в кантате «Не отступайте» (1939) М. Кабелача, «Словацкой сюите» Я. Циккера (1943), композиторы обращались к художеств. шифрам, криптограммам, аллегориям, использовали цитаты из гуситских гимнов и хорошо знакомых чехам и словакам произв. с ярко выраженной патриотич. тематикой. Эти произв. не только отражали современность, но и мечты о будущем страны. Исполнители включали в свои программы революционные, гуманистические по духу произв. нац. и мировой классики. В Движении Сопротивления участвовали словацкие музыканты Я. Циккер, Й. Кресанек, Т. Андрашован и др.; в годы оккупации погибли многие прогрессивные музыканты, среди них - Р. Карел, Я. Теклы, Э. Шульгоф, Г. Клейн, П. Хас. По окончании войны, с установлением в Чехословакии нар.-демократич. строя (1945), были созданы благоприятные условия для развития Ч. м.: организованы синдикаты - чеш. (1946), затем словацких (1949) композиторов, открыты Новый пражский оперный театр «Большая опера имени 5-го Мая» (в 1948 слилась с Нац. театром), Академия искусств (1946), высшие муз.-уч. заведения в Братиславе и Брно, учреждён ежегодный междунар. фестиваль «Пражская весна» (1946; с 1948 в его рамках регулярно организуются междунар. конференции и встречи музыкантов, критиков, педагогов, проводятся конкурсы молодых музыкантов-исполнителей). Оперные труппы созданы в Либереце, Усти-над-Лабой, Ческе-Будеёвице, Опаве. Организованы симф. оркестры, в т. ч. Моравской филармонии в Оломоуце (1945), Пльзеньский оркестр, Карловарский симф. оркестр, оркестр Филармонии в Готвальдове (1946), позднее Симф. оркестр Брненского края и др. Возникли новые струн. квартеты: им. Сметаны (1945), им. Новака (1945), им. Яначека (1947). Стала развиваться художеств. самодеятельность. В конц. сезоне 1948/49 наряду с произв. отечеств. композиторов в ЧССР исполнялись соч. Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофьева, И. Ф. Стравинского, Б. Бартока, А. Онеггера, О. Мессиана, А. Копленда, С. Барбера, Б. Бриттена и др. Музыка 2-й пол. 40-х гг. отражает всесторонний подъём в стране; оптимизмом проникнуты 3-частный симф. цикл поэм «О жизни» Я. Циккера (1941-46), «Победная симфония» В. Петржелки (1943), «Майская симфония» В. Новака (1945), симф. трилогия «Воскресение» А. Оченаша (1945), кантата «1945» и триптих кантат «Завещание Ю. Фучика» Я. Сейделя (1948), «Симфония Мира» Д. Вочкаржа, «Чешская героика» Б. Вомачки. После победы над бурж. реакцией в февр. 1948, когда в стране развернулось социалистич. строительство, Ч. м. и муз. жизнь стали интенсивно развиваться. В сент. 1948 состоялся 1-й общегос. съезд чехосл. композиторов, музыковедов, муз. критиков. Синдикатом чеш. композиторов (позднее совм. с Синдикатом словацких композиторов) издавался муз. журн. «HUDEBNI rozhledy» (первый номер вышел 15 окт. 1948), возобновили работу временно закрытые клубы композиторов, где устраивались дискуссии и прослушивания новых соч. В апр. 1950 состоялся 1-й смотр творчества композиторов ЧССР. Демократизация муз. искусства и утверждение реализма в музыке особенно проявились в развитии жанров кантаты и массовой песни, посвящённых строительству новой жизни, борьбе за мир; среди них - кантата «Строй родину - укрепишь мир» (1950, 3-я ред. - Золотая медаль Мира), массовые песни «Идите к нам в бригаду» и др. В. Добиаша, песни Й. Станислава, «Песня пятилетки» Э. Ф. Буриана, песни, а также оратория-кантата (триптих) «Люди, будьте бдительны» Сейделя на текст Ю. Фучика (1949), кантата Я. Капра «В Стране Советов». Важное идеологич. значение имели выступления и статьи чеш. академика З. Неедлы («Коммунисты - наследники великих традиций чешского народа», 1945, «О реализме истинном и псевдореализме», 1948, и др.), которые помогали преодолеть наметившиеся в творчестве некоторых чеш. и словацких композиторов противоречия между стремлением к художеств. правде и узким пониманием проблемы народности. Создавалась педагогич. школа нового направления, представителями которой были П. Боржковец, Я. Ржидкий, В. Петржелка, Я. Квапил, Ф. Сихра. В кон. 40-50-х гг. в Ч. м. большое развитие получают муз.-сценич. жанры, чему способствовала деятельность руководителей оперной труппы Нац. театра - О. Еремиаша (1945-47 и 1948-51) и В. Талиха (1947-48), а также дирижёра З. Халабалы. С успехом шли в ЧССР и за рубежом соч. чеш. композиторов - оперы «Палечек» П. Боржковеца (1947), «Верховина» З. Блажека (1951) и балет «Дон Кихот» (1955) Я. Доубравы, оперы «Переполох в Эфесе» (1946) Й. Крейчи, «Опера на ярмарке» (1955) Э. Ф. Буриана, «Болтливая улитка» (одноактная) Й. Пауэра (1951), «Женихи» Я. Фишера (1956), произв. словацких композиторов - оперы «Крутнява» («Водоворот», 1953), «Святоплук» (1959) Э. Сухоня, «Яношик» (1953), «Бег Баязид» (1956), «Мистер Скрудж» (по Ч. Диккенсу, 1958) и др. Я. Циккера. Среди инстр. произв. выделяются 2 симфонии Боржковеца, нонет «О родной стране» (1952) и 2-я симфония (1956) Добиаша, 7-я симфония (1956) и камерно-инстр. соч. Я. Ржидкого, 3-я симфония (1958) Доубравы (1958), 1-я и 2-я симфонии (1955) и 2-й струн. квартет (1953) Крейчи. Особое значение имеет характеризующееся богатством стилевых черт творчество Б. Мартину; живя за границей, он не порывал связей с Родиной и внёс большой вклад в Ч. м. В числе его соч. (ок. 400): 10 балетов, в т. ч. «Мятеж» (1925) и «Суд Париса» (1935), балет с пением «Шпаличек» (1933), 15 опер, в т. ч. «Жюльетта» (1937), «Душитель» (1948), «Женитьба» (по Н. В. Гоголю, телевизионная, 1952), «Мирандолина» (1954), «Греческие страсти» и «Ариадна» (обе 1958) и др., 6 симфоний. В музыке Мартину неоклассич., неоимпрессионистич. черты сочетаются со своеобразным преломлением традиций чеш. нар. музыки. С кон. 50-х гг. в Ч. м. ощутима тенденция к объединению элементов разл. жанров, возникают соч. новых жанровых разновидностей - концерт-симфония M. Иштвана (1958), вок. симфония З. Шестака (1961), вок. симфония В. Соммера (1967), хореографич. симфония «Пирр» Ч. Грегора, хореографич. симфонии С. Гавелки, Когоутека, а также словака И. Зельенки (1978) и др. Мн. композиторы стремятся обновлять свой муз. стиль путём использования новых приёмов письма, обращаются к технике серийной музыки, в т. ч. додекафонии, к алеаторике. А. Хаба создал в 1957-61 2 квартета (NoNo 11, 12) в четвертитоновой и один (No 13) в додекафонной технике. Однако б. ч. композиторов ЧССР остаётся верной традициям нар. и классич. музыки. Среди соч. словацких композиторов старшего поколения, созданных в 60-70-х гг., - оперы «Воскресение» (по Л. Н. Толстому, 1961), «Игра любви и смерти» (1968), «Кориолан» (1973), симфония «1945» (1975) Циккера, 9-11-е симфонии (1971-78) и симф. сюита «Костры в горах» (1974) А. Мойзеса, «Симф. фантазия на тему BACH» (1972) Э. Сухоня, 6-я симфония (1975) и цикл. симф. вариаций «Словакофония» (1976) Д. Кардоша. Среди чеш. композиторов среднего поколения - Й. Пауэр (5 опер, в т. ч. «Болтливая улитка», 1950, «Зузана Войиржова», 1957, «Семейные контрапункты», 1961, «Мнимый больной», 1961; дивертисмент для нонета, 1961, симфония, 4 концерта для разл. инструментов с оркестром), С. Гавелка (кантата «Хвала свету», 1960, 2 симфонии), В. Калабис (4 симфонии, концерты для виолончели, скрипки, фп. с оркестром), Д. З. Бартош (7 кантат, в т. ч. «Трактат мира», «Лидице», 7 симфоний, 10 струн. квартетов), О. Маха («Кантата о совести», 1966; «Вариации на смерть Я. Рыхлика», 1965), В. Кучера (орк. и камерно-инстр. соч., радиофреска «Лидице», 1972), Л. Барта (3 симфонии, 2 концерта для скрипки с оркестром), Я. Железни (камерно-инстр. ансамбли). Ряд ценных соч. создали чеш. композиторы И. Гурник, Й. Матей, П. Эбен, Я. Фишер, И. Фельд, Я. Новак, Я. Клусак, И. Йирко, Я. Бургхаузер, Й. Валек, М. Райхль, Я. Рыхлик и др., словацкие композиторы Я. Циммер (10 симфоний), Т. Фрешо (опера «Мартин и солнце», 1972), И. Зельенка (3 симфонии, концерт для скрипки с оркестром), И. Грушовский (разл. хоры и инстр. соч.), О. Ференци (камерно-инстр. ансамбли), Т. Салва. Среди молодых композиторов, завоевавших известность за рубежом, в т. ч. на междунар. конкурсах разных стран в 1974-78, - чехи И. Лоудова, Л. Кубик, П. Комфронь, М. Славицкий, П. Рыбарж, В. Ридлбаух, а также словацкий комп. Д. Мартинчек. Творчество композиторов 70-х гг., отличаясь разнообразием форм, стилей, жанров, отражает интерес к музыке прошлых веков (концерт для органа «Григорианская симфония» П. Эбена, «Ренессансная» и «Барочная» симфонии И. Валека, «Мадригальная соната» и «Canti» И. Грушовского), к нац. истории (оратория «Заветы Я. А. Коменского» О. Маха, опера «Ян Желиковский» М. Вацека, посв. событиям гуситской войны, «Музыка старой Братиславы» Я. Циккера), к фольклору и нар. традициям («Свадебные танцы» А. Оченаша, 4 мадригала на нар. слова К. Славицкого, многочисл. обработки нар. песен). Об интересе к выдающимся явлениям мирового искусства свидетельствуют оперы «Гойя» Й. Богача (по Л. Фейхтвангеру, 1977), «Воскресение» (по Л. Н. Толстому) и «Кориолан» (по У. Шекспиру) Циккера. Актуальным совр. проблемам посвящены «Symphonia pacis» В. Калабиса, «Космическая симфония» Р. Ружички, 5-я, «Космическая симфония» Ф. Эммерта, а также орк. пьесы «Музыка женщине» А. Мойзеса, приуроченная к междунар. году женщины (1975),»Кontemplacie» Э. Сухоня и др. В ЧССР 14 оперных театров; кроме продолжающих работу старейших театров - Т-ра им. Тыла (осн. в 1783), Нац. театра в Праге (осн. в 1881) и «Т-ра 5-го мая» (быв. Т-р им. Сметаны, с 1888), функционируют основанные в 40-50-е гг. оперные театры в Братиславе, Брно, Остраве, Пльзене, Опаве, Усти-над-Лабой, Либереце, Оломоуце и Кошице, в Ческе-Будеёвице и др., а также 10 балетных и 7 опереточных трупп в разных городах. Среди крупнейших симф. оркестров ЧССР (всего их 18) - оркестр Чеш. филармонии (с 1896), Симф. оркестр Чехосл. радио (с 1926), Пражский симф. оркестр (ФОК; с 1934). Наряду с Чеш. филармонией (осн. в 1901) работают Моравская филармония в Оломоуце (с 1945), филармония в Кошице (с 1945), Готвальдове (с 1946), Словацкая филармония (с 1949), гос. филармонии в Остраве (с 1954), Брно (с 1956), при которых имеются симф. оркестры, хоры, ансамбли. Междунар. известность получили Пражский камерный оркестр без дирижёра (осн. в 1951), Чехосл. камерный оркестр (1956), камерные оркестры им. Б. Мартину (Брно, 1950) и им. Л. Яначека (Острава). Организованы Камерный оркестр Словацкой филармонии (1960), Восточночеш. гос. камерный оркестр (Пардубице) и др. Кроме симф. оркестров, имеются 20 театр. оркестров. Среди камерно-инстр. ансамблей - трио им. Сука, Чеш. трио, трио им. Фёрстера, а также Новое пражское трио (1971); квартет им. Сметаны (с 1945), квартет им. Влаха (с 1950), струн. квартеты им. Сука (Прага), им. Яначека (Брно), квартеты г. Прага, им. Новака, им. Дворжака, фп. квартет им. Мартину, квартет им. Коциана (1972), Словацкий квартет («Братислава»), созданные в 70-е гг. квартеты им. Травничека и им. В. Талиха; чеш. филармонич. квинтет духовых инструментов, квинтет им. Рейхи; дух. квинтет «Академия» (1971), Чеш. нонет (1923). В кон. 70-х гг. успехов достигли струн. ансамбли «Пражские камерные солисты» и «Musica Pragensis». Популярностью пользуются ансамбли «Musica viva Pragensis», братиславский ансамбль «Музыка современности», ансамбль «Sonatori di Praga», «Виртуозы Праги», «Себастьян-оркестр» и др. На исполнении старинной музыки специализируются ансамбли «Ars rediviva» и «Pro arte antiqua», «Пражские мадригалисты», «Словацкие мадригалисты». Среди исполнителей: дирижёры - В. Нойман, А. Клима, В. Сметачек, Я. Кромбгольц, О. Трглик, Л. Райтер, З. Кошлер, Б. Грегор, В. Илек (чехи), О. Ленард, Л. Райтер, Л. Словак (словаки); клавесинистка З. Ружичкова; пианисты - В. Ржепкова, Ф. Раух, Ф. Клинда, И. Моравец, Я. Паненка, П. Штепан, Д. Балагова (чехи), М. Карин, Р. Мацудзиньский, К. Гавликова (словаки); органисты - Й. Рейнбергер, М. Шлехта (чехи), Ф. Клинда (словак); скрипачи - А. Плоцек, Й. Сук (чехи), Т. Гашпарек и А. Можи (словаки); виолончелисты - С. Вечтомов, М. Садло, Й. Хухро (чехи); кларнетист Й. Горак; певицы - М. Тауберова, В. Соукупова, Г. Бенячкова; певцы - Б. Блахут, И. Жидек, В. Беднарж, Э. Тапен, Д. Едличка. Крупнейшие музыковеды - Я. Рацек, К. Янечек, К. Рисингер, Б. Штедронь, В. Гольцкнехт, В. Поспишил, Й. Байер, Й. Вислоужил, М. Черни, В. Лебль и др. (чехи); И. Балло, Э. Заварский, И. Кресанек, Л. Бурлас, З. Новачек, Й. Вайда, Л. Ленч, Л. Мокри и др. (словаки); чеш. фольклористы - О. Эльшек и А. Эльшекова-Станковичева. Спец. муз. образование в ЧССР получают в 7 консерваториях - в Праге, Брно, Братиславе, Остраве, Пльзени, Кошице и Жилине (среднее); в Академии искусств в Праге, Академии им. Яначека в Брно и Высшей школе муз. искусства в Братиславе (высшее). Музыковедение и муз. эстетика изучаются также в университетах Праги, Брно, Оломоуца и Братиславы. Науч. работу в области музыковедения, муз. эстетики и муз. театра ведут Ин-т музыковедения Чехосл. АН, Ин-т Словацкой АН, Ин-т этнографии и фольклора в Праге, ф-ты философии университетов в Праге, Братиславе. Большую роль в деле пропаганды отечеств. культуры и нац. традиций играют музеи им. Сметаны и им. Дворжака в Праге, им. Леоша Яначека в Брно, муз.-историч. отдел Моравского музея, располагающий собранием муз. инструментов, Центр. дом нар. творчества в Праге и Словацкий дом нар. художеств. творчества в Братиславе, Дом сов. науки и культуры в Праге (открыт в 1971). Популярны самодеят. симф. и дух. оркестры, в т. ч. дух. оркестр муз. фабрики «Амати» из Краслице, детский дух. оркестр из Готвальда, эстр. оркестры, ансамбли, хоры и др. Наряду с широко известными и за рубежом Чехосл. гос. ансамблем песни и танца и Словацким нар. художеств. коллективом СЛУК выступают остравские нар. ансамбли «Ольшава», «Глубина» и «Опавика». Ежегодно проводятся фестивали хор. искусства в Йиглаве, Брно, Братиславе, Жилине и др. Стали традиционными фестивали «Музыкальное лето» в Тренчанске-Теплице (с 1946), «Пьештянский фестиваль» в Пьештяни (с 1956), «Музыкальная весна» в Теплице, Банска-Бистрице, Прешове, Братиславские муз. торжества, фестивали эстр. музыки «Братиславская лира» и др. (приз «Золотой соловей» и 1-я пр. более 15 лет присуждаются К. Готту). Союз чехосл. композиторов (с 1949) имеет отделения в Праге и Братиславе. С 1957 ежегодно проводится неделя новой музыки, знакомящая публику также с новыми исполнителями. Чехосл. музыканты входят в Междунар. общество музыковедения и Междунар. муз. совет при ЮНЕСКО. В ЧССР состоялась 2-я (после Канады) «Мировая неделя музыки» (1977), проходят междунар. симпозиумы (в т. ч. на тему «Музыка славянских народов и её влияние на европейскую культуру», Брно, 1978), междунар. фестивали совр. музыки, джазовой музыки и др. Организовано хор. общество (1966) и Чехосл. общество по вопросам муз. воспитания (1967), представляющее ЧССР в Междунар. обществе совр. музыки. При Союзе чехосл. композиторов имеется издательство «Пантон». Фирма и издательство «Supraphon» выпускают пластинки и книги о музыке, работают издательства SHV, ARTIA, «Opus» в Братиславе. Союз чехосл. композиторов имеет свои печатные органы - «HUDEBNI rozhledy» и «Slovenskб hudba» (осн. в 1957, 10 раз в год). В числе др. периодич. изданий - ежемесячный журн. «Melodie» (с 1963), журнал музыковедч. секции теории и истории искусств Чехосл. АН «HUDEBNI veda» (1 раз в квартал, с 1964), сб. «Miscellanea Musicologica», выпускаемый кафедрой истории музыки философского ф-та пражского Карлова университета (с 1956), и «Estetika» (сборники Чехосл. АН, с 1964; выходят не чаще 1 раза в год), «Zivб hudba» (с 1959, включают работы науч. сотрудников Пражской академии муз. искусств) и Муз. академии им. Яначека («Sbornik Janackovy akademie muzickych umenн», с 1959), журн. «Opus musicum», «Кulturni zivot», «Кulturni tvorba» (1968), а также театр. газ. «Divadlo».

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь