на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЧТЕНИЕ ПАРТИТУР. 1) Процесс мысленного восприятия музыки, записанной в виде партитуры. В психологии понятие Ч. п. применяется в качестве определения горизонтально-вертикального охвата целой страницы текста. 2) Практическая учебная дисциплина в муз. учебных заведениях. Её цель - развитие навыков мысленного чтения партитуры (симф., вок.-инстр., хоровой, для дух. оркестра, нар. оркестра, камерного ансамбля) и исполнения её на фп. Умение читать партитуры необходимо дирижёрам, композиторам, музыковедам. Для Ч. п. нужно разбираться в специфич. особенностях записи партитуры; таковы употребление ключей до, транспозиция, октавные перемещения в партиях некоторых инструментов, нотация флажолетов на струн. инструментах; необходимо знать и правила чтения генерал-баса. Ряд трудностей связан с высотным размещением отдельных партий - перекрещиванием голосов, наличием дублировок. Ч. п. требует навыков в передаче партитурного текста на фп., т. е. умения аранжировать. Вспомогат. формой при овладении Ч. п. являются фп. переложение в письменном виде, анализ партитур. Практич. задача курса Ч. п. - приобретение навыков свободного Ч. п. Будучи одним из звеньев муз.-теоретич. образования, он имеет и более широкую цель: знакомство с симф. и оперной музыкой, с приёмами орк. письма разл. композиторов, с особенностями функционального строения партитур разл. стилей; Ч. п. развивает внутренний высотный и тембровый слух.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь