на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


АШУГ (от тюрк. ашик, букв. - влюблённый) - народный профессиональный поэт и певец у азербайджанцев, армян и соседних с ними народов СССР и зарубежных стран. искусство А. синтетично. Он создаёт мелодии, стихи, эпич. сказания (дастаны), поёт, аккомпанируя себе на сазе (Азербайджан), таре или кеманче (Армения). В исполнении А. есть и элементы драм. искусства (мимика, жест и т.п.). Нек-рые А. являются только исполнителями. Предшественниками А. в Азербайджане были озаны (др. назв. - шуара, деде, яншаг и т.д.); в Армении - гусаны (мтруп-гусаны, тагерку). Наиболее ранние сведения об А. содержатся у арм. историков Мовсеса Хоренаци, Павстоса Бузанда, Егише и др., в азерб. сказании «Китаби-Деде Коркуд» (10-11 вв.). Осн. часть творчества А. составляют песни. Дореволюц. ашугские песни обличали тёмные стороны феод. быта, воспевали героич. борьбу против тирании, прививали народу любовь к родине. После установления Сов. власти песни А. наполняются новым содержанием, связанным с большими преобразованиями в обществ. укладе и быте, с социалистич. строительством. Ашугские мелодии обычно узкого диапазона и излагаются в высоком регистре. Мелодич. движение плавное; за небольшими скачками (на терцию, кварту) следует их заполнение. Типичны повторность, вариантность попевок и целых построений, метроритмич. богатство. Иногда мелодии подчинены чёткому тактовому размеру, напр.: Порой они отличаются речитативно- импровизац. свободой. Известно ок. 80 классич. мелодий, составляющих постоянный репертуар А. Их названия определяются поэтич. формами («гэрайлы», «диваны», «мухаммес» и т.д.), местностями, где они наиболее распространены («Гёйчэ гюлю»), дастанами, в которые они входят («Кереми», «Кёр-оглы») и т.д. Эти напевы, сохраняя свой осн. интонац. стержень, постоянно обогащаются мелодически и ритмически. На одну и ту же мелодию исполняются разл. поэтич. тексты. Ашугские песни куплетны. Большую роль в них играют инстр. интермедии. В музыке А. возникают элементы гармонич. многоголосия - кварто-квинтовое, терцово-квартовое и др. созвучия (на сазе). Крупнейшие азерб. А. прошлого - Гурбани, Аббас Туфарганлы (16 в.), Дильгам, Валех, Шикесте Ширин (18 в.), Алескер (19 в.). А. нашего времени - Асад Рзаев, Мирза Байрамов, Ислам Юсифов, Авак, Гара Мовлаев, Талыб Мамедов, Шамшир Годжаев, Акпер Джафаров, Адалет (исполнитель-виртуоз на сазе); И. Юсифов организовал хор ашугов из 25-30 певцов и исполнителей на баламане. Наиболее видные арм. А. прошлого - Саят-Нова, Дживани, Шерам, Нагаш Овнатан, Ширин, Мискин Бурджи, современные А. - Григор, Гусейн, Серон, Аваси, Ашот и другие. Стилистич. особенности музыки А. нашли претворение в ряде соч. проф. композиторов, напр. в операх «Алмаст» Спендиарова, «Шахсенем» Глиэра, «Кёр-оглы» Гаджибекова, «Вэтэн» Караева и Гаджиева, в сюите «Азербайджан» Амирова, в Третьей симфонии Караева.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь