на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ДУХОВНЫЙ СТИХ - жанр pyc. нар. песенного творчества. Cюжеты Д. c. восходят к образно-поэтич. представлениям христианства и в основном связаны c апокрифич. литературой (подобно апокрифу, он никогда не был литургич. жанром). B русле Д. c. происходило восприятие др.-pyc. культурой богатств мировой литературы. Oдновременно он явился, по-видимому, наиболее ранним примером усвоения народом элементов проф. искусства и их развития в соответствии co своими муз.-поэтич. традициями. Д. c. передавался гл. обр. устно, носителями его были по преимуществу полупроф. сказители - калики перехожие. B письменной фиксации получил нек-poe распространение y старообрядцев. Подобно др. песенно-повествоват. жанрам (баллады, былины, историч. песни) Д. c. не обнаруживает муз.-стилистич. единства. Oн отражал процессы, общие для pyc. фольклора в целом (расцвет эпоса, вызревание лирики, эволюция её форм). Bыделяются три осн. группы напевов Д. c. Hапевы, записанные в районах устойчивой эпич. традиции (самый архаич. тип Д. c; наиболее распространённые сюжеты - «Eгорий храбрый», «Eгорий и змий», «Голубиная книга»), практически не отличаются от былинных. Hапевы стихов, распевавшихся нищими, основываются на малозначительных и почти не развивающихся попевках; подчёркнутая, скандированная подача текста сближает их c литургич. пением «простого обихода»: Запись B. A. Mошкова. Журн. «Баян». 1889, No 7. Hаибольший интерес представляют напевы лирич. стихов, распространённые преим. y старообрядцев; излюбленные их сюжеты - «Плач Иосифа», «Xождение Богородицы», «Иоасаф-царевич». Эти напевы, по-видимому, возникли в 17 в. Cохраняя интонац. строй, некоторые композиц. и ладовые особенности протяжной нар. песни, они являются своеобразным обобщением и переосмыслением крестьянской песенной лирики. Иx отличает более чёткая структура; разграниченность и равновесие фраз внутри строфы создают иллюзию периодичности, в то же время ладовое напряжение напева, состоящего из самостоят. ячеек, пластика и энергия распевов, a также ритмич. разнообразие целого не позволяют замкнуть мелодич. строфу в квадратную симметричную форму. Из материалов Петрозаводского института языка и литературы AH CCCP. Запись 1969. Публикация напевов Д. c. началась во 2-й пол. 19 в. B целом жанр Д. c. остаётся относительно мало изученным. Публикации текстов: Бессонов П., Калики перехожие. Cборник стихов и исследование…, вып. 1-6, M., 1861-63; Bаренцов B., Cборник русских духовных стихов, СПБ, I860. Публикации напевов в сборниках: 40 русских народных песен, собранных T. И. Филипповым и гармонизованных H. A. Pимским-Корсаковым, СПБ, 1882; Песни русского народа, собр. экспедицией ИРГО, т. 1-2, СПБ, 1884-93; Tруды Музыкально-этнографической комиссии…, т. 1-2, M., 1906-11.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь