Музыкальный словарь: 
А.. 
Б.. 
В.. 
Г.. 
Д.. 
ЕЁ.. 
Ж.. 
З.. 
И.. 
Й.. 
К.. 
Л.. 
М.. 
Н.. 
О.. 
П.. 
Р.. 
С.. 
Т.. 
У.. 
Ф.. 
Х.. 
Ц.. 
Ч.. 
Ш.. 
Щ.. 
Э.. 
Ю.. 
Я..
Музыкальная энциклопедия: 
А.. 
Б.. 
В.. 
Г.. 
Д.. 
ЕЁ.. 
Ж.. 
З.. 
И.. 
Й.. 
К.. 
Л.. 
М.. 
Н.. 
О.. 
П.. 
Р.. 
С.. 
Т.. 
У.. 
Ф.. 
Х.. 
Ц.. 
Ч.. 
Ш.. 
Щ.. 
Ы.. 
Э.. 
Ю.. 
Я..
| КАНЦОНЕТТА (итал. canzonetta - песенка, уменьшительное от canzone) - в кон. 16-17 вв. род небольшой многоголосной вок. пьесы, лёгкой и подвижной, часто танц. характера. Возникла в Италии в процессе развития вилланеллы. К. свойственна строфа с рифмовкой аа b cс, она отличается простотой структуры, чёткостью ритма, преобладанием гомофонного, а не полифопич. склада. К. создавались гл. обр. для 2-5 голосов. В числе авторов итал. К. - Дж. Дж. Гастольди (2 сб. трёхголосных К., 1592 и 1595), О. Векки, Л. Виадана, К. Монтеверди (сб. трёхголосных К., 1584, и посмертное собр. двухголосных К., 1651) и др. Под влиянием итал. образцов К. писали также нем. и английский композиторы (X. Л. Хаслер, Г. Айхингер и др. в Германии, Т. Морли в Англии, где в процессе развития К. сформировался жанр арии). В 18 в. термин «К.» изредка используется для обозначения сольной песни с генерал-басом, позднее - с сопровождением фп. (Й. Гайдн, канцонетты на тексты А. Хунтера). Название «К.» носят средние части концертов П. И. Чайковского и Б. Годара («Романтический концерт») для скрипки с оркестром, 2-я часть «Концертной сюиты» Ц. А. Кюи для скрипки с фп. или оркестром. У Я. Сибелиуса имеется К. для струн. оркестра, обработанная И. Ф. Стравинским для 8 солирующих инструментов. |