на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КАСТРАТЫ-ПЕВЦЫ (итал. castrati, а также evirati, от лат. castro - оскопляю, eviro - кастрирую) - особая категория певцов, выступавших в католич. церкви и в оперных театрах гл. обр. в 16-18 вв. (назывались также сопранистами). Вследствие произведённой в раннем детстве кастрации К.-п. сохраняли детский по высоте (сопрано или меццо-сопрано) и по тембру голос, отличавшийся вместе с тем силой и продолжительностью звучания, свойственными голосу взрослого мужчины. Это позволяло К.-п. исполнять высокие партии (в т. ч. женские), сложные виртуозные пассажи и долгие выдержанные звуки (messa di voce, характерные для итал. bel canto). В Италии К.-п. встречались уже в 3 в. Более широко использовались они в 16 в., в первую очередь в католическом пении, в котором было запрещено участие женщин. В 17-18 вв. приобрели важнейшее значение и в опере, гл. обр. итальянской. К.-п. пользовались таким успехом у публики, что певцы-мужчины почти перестали привлекаться для исполнения высоких партий в операх-сериа; зачастую с К.-п. не могли конкурировать и певицы-женщины, на долю которых нередко доставались мужские роли. Известнейшие К.-п. - А. Бернакки, Б. Ферри, Г. М. Каффарелли, Г. Пакьяротти, Ф. Бернарди, прозванный Сенезино, К. Броски, прозванный Фаринелли, и др. Отдельные К.-п. были известны ещё в нач. 20 в. (А. Морески из Сикстинской капеллы, ум. 1922).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь