Музыкальный словарь: 
А.. 
Б.. 
В.. 
Г.. 
Д.. 
ЕЁ.. 
Ж.. 
З.. 
И.. 
Й.. 
К.. 
Л.. 
М.. 
Н.. 
О.. 
П.. 
Р.. 
С.. 
Т.. 
У.. 
Ф.. 
Х.. 
Ц.. 
Ч.. 
Ш.. 
Щ.. 
Э.. 
Ю.. 
Я..
Музыкальная энциклопедия: 
А.. 
Б.. 
В.. 
Г.. 
Д.. 
ЕЁ.. 
Ж.. 
З.. 
И.. 
Й.. 
К.. 
Л.. 
М.. 
Н.. 
О.. 
П.. 
Р.. 
С.. 
Т.. 
У.. 
Ф.. 
Х.. 
Ц.. 
Ч.. 
Ш.. 
Щ.. 
Ы.. 
Э.. 
Ю.. 
Я..
| ПАЗОВСКИЙ Арий Моисеевич [21 I (2 II) 1887, Пермь - 6 I 1953, Москва] - советский дирижёр. Нар. артист СССР (1940). Член КПСС с 1941. В 1904 окончил Петерб. консерваторию по классу скрипки у Л. С. Ауэра. Выступал как скрипач-солист. В 1905 дебютировал как дирижёр в оперном театре Екатеринбурга (Свердловска), где был до этого хормейстером и помощником дирижёра. Работал дирижёром оперных театров Перми, Казани, Саратова, Минска (1905-08), Оперного театра С. И. Зимина в Москве (1908-10), театров Харькова, Одессы, Киева, Тбилиси (1910-16), оперной труппы петроградского Народного дома (1916-18), где имел возможность близко познакомиться с исполнительским искусством Ф. И. Шаляпина. После Великой Oкт. социалистич. революции деятельность П. была связана с сов. муз. театром. В 1918 дирижёр и в 1936-43 художеств. руководитель и гл. дирижёр Ленингр. театра оперы и балета. В 1923-24 и в 1925-28 дирижёр, а в 1943-48 художеств. руководитель и гл. дирижёр Большого театра. В 1929-36 возглавлял оперные театры Баку, Свердловска, Харькова, Киева. П. - один из выдающихся оперных дирижёров 1-й пол. 20 в. Основу его репертуара составляли оперы русский композиторов-классиков. П. осуществил также ряд постановок опер советский композиторов. Поставил в Ленингр. театре оперы и балета оперы «Сказка о царе Салтане» (1937); «Броненосец «Потёмкин»« Чишко (1937), «Кармен» (1938), «Иван Сусанин» (1939; Гос. пр. СССР, 1942), «Чародейка» (1941; Гос. пр. СССР, 1941); «Емельян Пугачёв» Коваля (1942; Гос. пр. СССР, 1943), «Ночь перед Рождеством» (1943); в Большом театре - оперы «Фауст» (1924), «Валькирия» (1925), «Борис Годунов» (1927), «Иван Сусанин» (1945). Деятельность П. способствовала творч. росту мн. оперных театров СССР; он воспитал плеяду выдающихся оперных певцов. Как художник и организатор отличался бескомпромиссностью, требовательностью. Его спектакли были отмечены тонким вкусом, высоким мастерством оперного ансамбля, ритмич. дисциплиной, тонкой отделкой деталей. Автор кн. «Записки дирижёра» (М., 1966, 1968), принадлежащей к числу наиболее значит. работ в области теории и практики оперного исполнительства; глава из этого труда под названием «Дирижёр и певец» в 1959 вышла отд. изданием. |