Музыкальный словарь: 
А.. 
Б.. 
В.. 
Г.. 
Д.. 
ЕЁ.. 
Ж.. 
З.. 
И.. 
Й.. 
К.. 
Л.. 
М.. 
Н.. 
О.. 
П.. 
Р.. 
С.. 
Т.. 
У.. 
Ф.. 
Х.. 
Ц.. 
Ч.. 
Ш.. 
Щ.. 
Э.. 
Ю.. 
Я..
Музыкальная энциклопедия: 
А.. 
Б.. 
В.. 
Г.. 
Д.. 
ЕЁ.. 
Ж.. 
З.. 
И.. 
Й.. 
К.. 
Л.. 
М.. 
Н.. 
О.. 
П.. 
Р.. 
С.. 
Т.. 
У.. 
Ф.. 
Х.. 
Ц.. 
Ч.. 
Ш.. 
Щ.. 
Ы.. 
Э.. 
Ю.. 
Я..
| ПИФАГОР (Pytagoras) Самосский (ок. 580- 500 до н. э.) - основатель др.-греческой философской школы в Кротоне, получившей назв. по его имени (пифагореизм) и объединившей наиболее значит. достижения греч. науч. мысли древнейшего периода, в т. ч. и муз.-теоретической (труды П. не сохранились; фрагменты из них и пересказы их содержания встречаются в работах др. авторов). Среди последователей П. (пифагорейцев), занимавшихся музыкой, - Филолай (5 в. до н. э.), Архит (400-365 до н. э.), Овдокс (408-355 до н. э.), Никомах (ок. 100 н. э.), Ямблих (283-330) и др. (сохранились произв. только 2 последних). Деятельность пифагорейцев способствовала становлению теории музыки как науки (выделившейся тогда из сферы мифологич. воззрений), в которой сосуществовали теоретич. абстрагирование и эмпирич. наблюдение (первые попытки синтезировать математич. методы анализа с чувственно-слуховыми восприятиями). Пифагорейцы установили зависимость между высотой тона звучащей струны и её длиной, а также количеством колебаний в единицу времени; определяли муз. созвучия как отношения целых чисел, а шумы - иррациональных; считали, что чем меньшим числом характеризуются отношения тонов, тем более они созвучны; вывели числовые выражения интервалов муз. строя, получившего впоследствии назв. «пифагорейского», определяли разл. соединения кварт и квинт посредством пропорций: гармонической, арифметической и геометрической. Понимая природу как цепь взаимосвязанных явлений, применяли разл. интерпретации осн. интервалов, сопоставляя их со стихиями природы, а тоны звукоряда - с небесными телами (гармония сфер). Все антич. муз. теоретики испытали воздействие пифагорейства. |