на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ШТРИХ (нем. Strich - черта, линия, штрих; Stricharten - штрихи, виды штрихов; Bogenstrich - движение смычка по струне) - выразительный элемент инстр. техники, способ исполнения (и зависящий от него характер звучания). Осн. типы Ш. определились в практике игры на струн. смычковых инструментах (прежде всего на скрипке), а их принципы и названия в дальнейшем были перенесены на др. виды исполнительства. Ш. как характер звукоподачи, связанный с типом движения смычка, необходимо отличать от способа звукоизвлечения, напр. в понятие Ш. не включаются флажолеты, pizzicato и col legno на смычковых. Ш. - это принцип «произнесения» звуков на инструменте, и, следовательно, Ш. должны рассматриваться как явление артикуляции. Выбор Ш. определяется стилистич. особенностями исполняемой музыки, её образным характером, а также интерпретацией. Существуют разл. точки зрения на классификацию Ш.; представляется целесообразным деление их на 2 группы: Ш. раздельные (франц. detachй, от detacher - отделять) и Ш. связные (итал. legato - связанно, плавно, от legare - связывать). Гл. признак раздельных Ш. - каждый звук исполняется отд. движением смычка; к ним относятся большое и малое detachй, martelй, spiccato, sautillй. Гл. признак связных Ш. - объединение одним движением смычки 2 и более звуков; к ним относятся legato, portamento или portato (утяжелённое legato, франц. lourй), staccato, ricochet. Ш. могут комбинироваться. Подобная классификация Ш. применима и для исполнения на духовых инструментах. Legato определяет кантиленное исполнение с разной степенью плотности звучания; detachй служит для обозначения звуков, каждый из которых получен с помощью отд. удара (атаки) языка. Специфические для некоторых духовых (флейта, валторна, труба) Ш. - двойное и тройное staccato, получающееся от чередования удара языка и придыхания (исполнитель произносит слоги «та-ка» или «та-та-ка»). Ш. на щипковых инструментах очень многообразны и связаны с разными способами атаки струны пальцами или плектром. В понятии Ш. объединяются также разл. приёмы игры на ударных, клавишных инструментах (legato, staccato, martelй и др.).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь