Музыкальный словарь: 
А.. 
Б.. 
В.. 
Г.. 
Д.. 
ЕЁ.. 
Ж.. 
З.. 
И.. 
Й.. 
К.. 
Л.. 
М.. 
Н.. 
О.. 
П.. 
Р.. 
С.. 
Т.. 
У.. 
Ф.. 
Х.. 
Ц.. 
Ч.. 
Ш.. 
Щ.. 
Э.. 
Ю.. 
Я..
Музыкальная энциклопедия: 
А.. 
Б.. 
В.. 
Г.. 
Д.. 
ЕЁ.. 
Ж.. 
З.. 
И.. 
Й.. 
К.. 
Л.. 
М.. 
Н.. 
О.. 
П.. 
Р.. 
С.. 
Т.. 
У.. 
Ф.. 
Х.. 
Ц.. 
Ч.. 
Ш.. 
Щ.. 
Ы.. 
Э.. 
Ю.. 
Я..
|   РЫЖКИН Иосиф Яковлевич [р. 24 VI (7 VII) 1907, Москва] - советский музыковед и педагог. Кандидат искусствоведения (1935). В 1930 окончил Моск. консерваторию (историко-теоретич. отделение; учился у М.Ф. Гнесина, А. Ф. Гедике и др.). Преподавал в Моск. консерватории (1929-44, с 1939 профессор, в 1941-43 декан историко-теоретич. ф-та, в 1940-44 зав. кафедрой теории и истории музыки военно-дирижёрского ф-та). В 1932-33 гл. редактор редакции Центр. муз. радиовещания. В 1943-45 консультант (по вопросам музыки) Всесоюзного комитета по радиовещанию. В 1944-1948 зав. кафедрой истории и теории музыки и профессор Ин-та военных дирижёров. В 1948-66 старший науч. сотрудник Ин-та истории искусств, в 1966-73 зав. кафедрой истории и теории музыки Моск. института культуры, с 1973 профессор-консультант Муз.-педагогич. института им. Гнесиных. Был науч. сотрудником Академии художеств. наук (ГАХН), зам. гл. редактора журн. «Советская музыка». Осн. область исследоват. работ Р. - муз. эстетика, теоретич. музыкознание. Автор статей о советской музыке, о русских и зарубежных композиторах. Соч.: История учений о гармонии, «Пролетарский музыкант», 1931, No 8; «Менуэт» Танеева. (О художественном образе), «СМ», 1934, No 4; Очерки по истории теоретического музыкознания, вып. 1-2. М.-Л,, 1934-43 (совм. с Л. А. Мазелем); О национальном вопросе в истории западноевропейской музыки (под псевд. И. Р-н), «СМ», 1937, No 4; Очерк о гармонии, там же, 1940, No 3; Шестая симфония Чайковского. О трёх «планах» русской музыкальной классики: историческом, эпическом и психолого-драматическом, «СМ», 1946, No 1-3; Русское классическое музыкознание в борьбе против формализма, М.-Л., 1951; Взаимоотношения образов в музыкальном произведении и классификация так называемых «музыкальных форм», в сб.: Вопросы музыкознания, вып. 2, М., 1955; Стиль и реализм, в сб.: Вопросы эстетики, [вып.] 1, М., 1958; Русская советская музыкальная культура [1941-1945], в кн.: История русской советской музыки, т. 3, М., 1959; Назначение музыки и её возможности, М., 1962; Образная композиция музыкального произведения, в сб.: Интонация и музыкальный образ, М., 1965; Становление советской музыкальной эстетики. (Луначарский и Асафьев), в сб.: Из истории советской эстетической мысли, М., 1967; Сюжетная драматургия бетховенского симфонизма, в сб.: Бетховен, вып. 2, М., 1972; Новаторство возрождённой традиции, «СМ», 1976, No 6; Советская музыкальная эстетика в 30-е годы, в сб.: Из истории советского искусствоведения и эстетической мысли 1930-х годов, М., 1977, и др. Б. М. Ноздрунов.  |