Музыкальный словарь: 
А.. 
Б.. 
В.. 
Г.. 
Д.. 
ЕЁ.. 
Ж.. 
З.. 
И.. 
Й.. 
К.. 
Л.. 
М.. 
Н.. 
О.. 
П.. 
Р.. 
С.. 
Т.. 
У.. 
Ф.. 
Х.. 
Ц.. 
Ч.. 
Ш.. 
Щ.. 
Э.. 
Ю.. 
Я..
Музыкальная энциклопедия: 
А.. 
Б.. 
В.. 
Г.. 
Д.. 
ЕЁ.. 
Ж.. 
З.. 
И.. 
Й.. 
К.. 
Л.. 
М.. 
Н.. 
О.. 
П.. 
Р.. 
С.. 
Т.. 
У.. 
Ф.. 
Х.. 
Ц.. 
Ч.. 
Ш.. 
Щ.. 
Ы.. 
Э.. 
Ю.. 
Я..
| САЛЬТАРЕЛЛО (итал. saltarello, от saltare - прыгать) - итальянский танец народного происхождения. Исполнялся парой танцоров в подвижном темпе под аккомпанемент гитары и тамбурина. Наиболее ранние образцы содержатся в рукописи, относящейся к 14 в. (хранится в Британском музее в Лондоне): Отд. танцы, называемые С. и встречающиеся гл. обр. в ранних источниках, существенно отличаются от традиц. типа этого танца. В 15 в. С. описывался как оживлённый танец из семейства бас-данс (франц. basse dance), в которое входили также павана, гальярда, тордьон и др. Муз. особенностью ряда С. является нерегулярный метр - чередование тактов в размерах 6/8 и 3/4: Танец включал быстрые двойные шаги, которые прерывались поклонами, приходящимися на кадансы. С 16 в. близок гальярде; иногда С. объединялся в паре с пассамеццо или паваной, контрастными ему по темпу, но родственными по мелодико-гармонич. основе. Важные итал. источники, содержащие муз. и хореографич. характеристику С. - книги Ф. Карозо «Il Ballarino» (1581) и «Nobilta di Dame» (1600). В 17-18 вв. С. вошёл в старинную инструментальную сюиту как один из разделов balletto, a также в камерную сонату того же названия. Его развитие и видоизменение продолжались вплоть до 19 в. Ф. Мендельсон использовал мелодию С. в финале своей «Итальянской» симфонии (ор. 90, 1833). |