на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


СОНАТНО-ЦИКЛИЧЕСКАЯ ФОРМА - разновидность циклич. формы, объединяющей в одно целое ряд законченных, способных к самостоятельному существованию, но связанных общей идеей произведений. Специфика С.-ц. ф. заключается в высоком идейно-художеств. единстве целого. Каждая часть С.-ц. ф. выполняет особую драматургич. функцию, раскрывая определённую сторону единой концепции. Поэтому при изолированном от целого исполнении её части теряют гораздо больше, чем части цикла др. типа - сюиты. Первая часть С.-ц. ф., как правило, пишется в сонатной форме (отсюда название). Сонатный цикл, именуемый также сонатно-симфоническим, складывался в 16-18 вв. Его старинные доклассич. образцы не обнаруживают ещё чётких отличий от сюиты и др. видов циклич. форм - партиты, токкаты, concerto grosso. В их основе всегда лежал контраст темпов, типов движения отд. частей (отсюда франц. назв. части цикла - mouvement - «движение»). Соотношение темпов первых двух частей медленно - быстро или (реже) быстро - медленно обычно повторялось с ещё большим обострением их контраста во второй паре частей, создавались и 3-частные циклы с соотношением темпов быстро - медленно - быстро (или медленно - быстро - медленно). В отличие от сюиты, состоящей гл. обр. из танц. пьес, части сонаты не были непосредственными воплощениями к.-л. танц. жанров; в сонате была возможна и фуга. Однако это разграничение весьма условно и не может служить точным критерием. Сонатный цикл чётко отделился от остальных циклич. форм лишь в творчестве венских классиков и их непосредственных предшественников - Ф. Э. Баха, композиторов мангеймской школы. Классич. сонатно-симф. цикл состоит из четырёх (иногда из трёх и даже двух) частей; различают неск. его разновидностей в зависимости от состава исполнителей. Соната предназначается для одного или двух, в старинной музыке и трёх (трио-соната) исполнителей, трио - для трёх, квартет - для четырёх, квинтет - для пяти, секстет - для шести, септет - для семи, октет - для восьми исполнителей и т. д.; все эти разновидности объединяются понятием камерного жанра, камерной музыки. Симфонию исполняет симф. оркестр. Концерт, как правило, произв. для солирующего инструмента (или двух-трёх инструментов) с оркестром. Первая часть сонатно-симф. цикла - сонатное allegro - его образно-художеств. центр. Характер музыки этой части может быть различным - жизнерадостным, шутливым, драматическим, героическим и др., но всегда ей присуща активность, действенность. Общее настроение, выраженное в первой части, определяет эмоциональный строй всего цикла. Вторая часть - медленная - лирич. центр. средоточие напевного мелодизма, выразительности, связанной с собств. переживанием человека. Жанровые основы этой части - песня, ария, хорал. В ней используются самые разнообразные формы. Реже всего встречается рондо, очень распространены сонатная форма без разработки, форма вариаций. Третья часть переключает внимание на образы внешнего мира, быта, стихии танца. У Й. Гайдна и В. А. Моцарта это - менуэт. Л. Бетховен, используя и менуэт, со 2-й сонаты для фп. наряду с ним вводит скерцо (изредка встречавшееся и в квартетах Гайдна). Скерцо, пронизанное игровым началом, обычно отличается упругим движением, неожиданными переключениями, остроумными контрастами. Форма менуэта и скерцо - сложная 3-частная с трио. Финал цикла, возвращая характер музыки первой части, часто воспроизводит его в более обобщённом, нар.-жанровом аспекте. Для него типичны радостная подвижность, создание иллюзии массового действия. Формы, которые встречаются в финалах, - рондо, сонатная, рондо-соната, вариации. Описанная композиция может быть названа спирально-замкнутой. Новый тип концепции сложился в 5-й симфонии Бетховена (1808). Финал симфонии с его триумфально-героич. звучанием - это не возврат к характеру музыки первой части, а цель развития всех частей цикла. Поэтому такую композицию можно назвать линейно-устремлённой. В послебетховенскую эпоху этот тип цикла стал играть особо важную роль. Новое слово было сказано Бетховеном в 9-й симфонии (1824), в финал которой он ввёл хор. Г. Берлиоз в своей программной «Фантастической симфонии» (1830) впервые применил лейттему - «тему-персонаж», видоизменения которой связаны с литературным сюжетом. В дальнейшем возникло множество индивидуальных решений С.-ц. ф. В числе наиболее важных новых приёмов - использование главной темы-рефрена, связанной с воплощением осн. художеств. идеи и проходящей красной нитью через весь цикл или отдельные его части (П. И. Чайковский, 5-я симфония, 1888, А. Н. Скрябин, 3-я симфония, 1903), слияние всех частей в одно непрерывно развёртывающееся целое, в слитный цикл, в контрастно-составную форму (та же симфония Скрябина). Г. Малер ещё шире применяет в симфонии вок. начало (солист, хор), а 8-я симфония (1907) и «Песня о земле» (1908) написаны в синтетич. жанре симфонии-кантаты, используемом далее и др. композиторами. П. Хиндемит в 1921 создаёт произв. под назв. «Камерная музыка» для малого оркестра. С этого времени назв. «музыка» становится обозначением одной из разновидностей сонатного цикла. Жанр концерта для оркестра, возрождая в 20 в. доклассич. традиции, также становится одной из разновидностей С.-ц. ф. («Концерт в старом стиле» Регера, 1912, Concerti grossi Кшенека, 1921 и 1924, и др.). Возникает и много индивидуализированных и синтетич. вариантов данной формы, не поддающихся систематизации.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь