Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ТАРАФ (рум. taraf, от тур. taraf - группа людей) - молд. и рум. нар. оркестр. Известны с нач. 16 в., широкое распространение получили с 18 в., как в деревенском, так и гор. быту. В состав старинных Т., обычно создававшихся лэутарами (3-7, позже 12-18 музыкантов), входили скрипка, кобза, цимбалы, най, барабан, затем и контрабас, виолончель; некоторые Т. включают также трубу, тромбон и др. инструменты. Т. играли на свадьбах, нар. гуляньях, вечеринках, балах, на разл. празднествах, исполняя песенные и танц. мелодии, нар. пьесы типа конц. фантазии, а также аккомпанируя певцам. Как правило, видные лэутары имели свои Т. Стилю Т. свойственны ярко выраженная импровизационность и разнообразие колористич. эффектов. Обычным приёмом является проведение активно развивающейся, богато расцвеченной мелодич. линии на фоне нижнего выдержанного звука в более низком регистре; этот звук в народе наз. хангу или исон. Т. пользовались известностью и за пределами Молдавии и Румынии. В 20-х гг. 19 в. славился Т. «домашних музыкантов» кишинёвского боярина Варфоломея, игрой которого восхищался А. С. Пушкин. В Молд. ССР Т. широко распространены в кружках художеств. самодеятельности, уч. заведениях, конц. орг-циях. Большой популярностью пользуется засл. коллектив Молд. филармонии «Флуераш», являющийся совр. разновидностью Т. |