на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЗВУКОВАЯ СИСТЕМА (греч. sustnma, нем. Tonsystem) - высотная (интервальная) организация муз. звуков на основе к.-л. единого принципа. В основе З. с. всегда лежит ряд тонов, находящихся в определённых, поддающихся измерению соотношениях. Термин «З. с.» применяется в разл. значениях: 1) звуковой состав, т.е. совокупность используемых звуков в пределах определённого интервала (часто в пределах октавы, например пятизвуковая, двенадцатизвуковая системы); 2) определённое расположение элементов системы (З. с. как звукоряд; З. с. как комплекс звуковых групп, напр. аккордов в тональной системе мажора и минора); 3) система качественных, смысловых отношений, функций звуков, складывающаяся на основе определённого принципа связи между ними (напр., значения тонов в мелодических ладах, гармонической тональности); 4) строй, математич. выражение отношений между звуками (пифагорейская система, равномерно- темперированная система). Осн. значение понятия З. с. связано со звуковым составом и его структурой. З. с. отражает степень развития, логич. связность и упорядоченность муз. мышления и исторически эволюционирует вместе с ним. Эволюция З. с., в реальном историч. процессе осуществляемая сложным путём и изобилующая внутренними противоречиями, в целом определённо ведёт к утончению звуковой дифференциации, увеличению количества входящих в систему тонов, укреплению и упрощению связей между ними, созданию сложной разветвлённой иерархии связей на основе звукового родства. Логич. схема развития З. с. лишь приблизительно соответствует конкретно-историч. процессу её становления. З. с. в собств. смысле генетически предшествует первобытное глиссандирование, лишённое дифференцированных тонов, из которого только начинают выделяться опорные звуки. Напев племени кубу (Суматра) - любовная песня юноши. По Э. Хорнбостелю. Сменяющая её низшая форма З. с. представляет собой опевание одного опорного тона, устоя (), прилегающими () сверху или снизу. РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПРИБАУТКА КОЛЯДНАЯ Прилегающий тон может не закрепляться стабильно на определённой высоте или быть приблизительным по высотному положению. Дальнейший рост системы обусловливает возможность поступенного, кантиленного движения мелодии (в условиях пяти-, семиступенности системы или к.-л. иной структуры гаммы) и обеспечивает связность целого благодаря опоре на звуки, находящиеся в отношениях наивысшего родства друг с другом. Поэтому следующий важнейший этап развития З. с. - «эпоха кварты», заполнение промежутка между звуками «первого консонанса» (кварта оказывается наименее удалённым от исходного опорного тона звуком, находящимся с ним в отношениях совершенного консонанса; вследствие этого она получает преимущество перед другими, ещё более совершенными консонансами - октавой, квинтой). Заполнение кварты образует ряд звуковой системы - бесполутонные трихорды и несколько тетрахордов различной структуры: ТРИХОРДЫ ТЕТРАХОРДЫ КОЛЫБЕЛЬНАЯ БЫЛИННЫЙ НАПЕВ При этом прилегающие и проходящие тоны стабилизируются и становятся опорами для новых прилегающих. На основе тетрахорда возникают пентахорды, гексахорды: МАСЛЕНИЧНАЯ ХОРОВОДНАЯ Из сцепления трихордов и тетрахордов, а также пентахордов (слитным или раздельным способом) складываются составные системы, различные по количеству звуков, - гексахорды, гептахорды, октахорды, которые в свою очередь объединяются в ещё более сложные, многосоставные З. с. октавные и неоктавные: ПЕНТАТОНИКА УКРАИНСКАЯ ВЕСНЯНКА ПЛЯСОВАЯ ПОГЛАСИЦА ЗНАМЕННОГО РАСПЕВА РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ НА РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ, ЗНАМЕННОГО РАСПЕВА СИСТЕМА ГЕКСАХОРДОВ Теоретич. обобщение практики вводнотоновости в европ. музыке позднего средневековья и Возрождения («musica ficta»), когда целотоновые заключения и целотоновые последования всё более систематично заменялись полутоновыми (напр., вместо c-d e-d ход cis-d e-d), выразилось в виде хроматико-энгармонич. семнадцатиступенного звукоряда (у Просдочимо де Бельдемандиса, кон. 14 - нач. 15 вв.): Развитие многоголосия и становление консонирующего трезвучия в качестве главного элемента З. с. привели к её полной внутренней реорганизации - группировке всех тонов системы вокруг этого опорного созвучия, выступающего как в функции центр, тонич. трезвучия (тоники), так и в виде его мультипликаций на всех остальных ступенях диатонич. гаммы: Роль конструктивного фактора З. с. постепенно переходит от ладомелодич. моделей к аккордово-гармоническим; в соответствии с этим З. с. начинает излагаться не в виде звукоряда («лестницы звуков» - scala, Tonleiter), а в виде функционально связанных звуковых групп. Как и на других этапах развития З. с., все важнейшие черты более ранних форм З. с. присутствуют и в более высокоразвитой З. с. - энергия мелодич. линеарности, микросистемы из опорного тона (устоя) и прилегающих, заполнение кварты (и квинты), мультипликация тетрахордов и т.д. Комплексы принадлежащих единому централизов. целому звуковых групп - аккордов на всех ступенях - вместе с определёнными звукорядами становятся новым типом З. с - гармонич. тональностью (см. прим. выше), а упорядоченная их совокупность составляет «систему систем» из мажорных и минорных тональностей на каждой из ступеней хроматич. звукоряда. Общий звуковой объём системы теоретически простирается в бесконечность, но ограничивается возможностями восприятия высоты тона и представляет собой хроматически заполненный диапазон в пределах примерно от А2 до с5. Становление мажоро-минорной тональной системы в 16 в. потребовало замены пифагорейского строя по чистым квинтам (напр., f - с - g - d - а - е - h) квинтово-терцовым (т.н. чистый, или натуральный, строй Фольяни - Царлино), использующим два строит. интервала - квинту 2:3 и большую терцию 4:5 (напр., F - а - С - е - G - h - D; большие буквы указывают на примы и квинты трезвучий, малые - на терции, по М. Гауптману). Развитие тональной системы (в особенности практика использования разл. тональностей) вызвало необходимость в равномерно-темперированном строе. Соприкосновение элементов разл. тональностей приводит к установлению связей между ними, к их сближению и далее - слиянию. Вместе со встречным процессом роста внутритональной хроматики (альтерации) слияние разнотональных элементов ведёт к тому, что в пределах одной тональности оказываются принципиально возможными любой интервал, любой аккорд и любой звукоряд от каждой ступени. Этот процесс подготовил новую реорганизацию структуры З. с. в творчестве ряда композиторов 20 в.: все ступени хроматич. звукоряда у них эмансипируются, система превращается в 12-ступенную, где каждый интервал понимается непосредственно (а не на основе квинтовых или квинтово-терцовых отношений); и исходной структурной единицей З. с. становится полутон (или большая септима) - как производное квинты и большой терции. Это даёт возможность построения симметричных (напр., терцохроматических) ладов и систем, возникновения тональной двенадцати- ступенности, т.н. «свободной атональности» (см. Атональная музыка), серийной организации (в частности - додекафонии) и т.д. Внеевропейские З. с. (напр., стран Азии, Африки) иногда образуют разновидности, далеко отстоящие от европейских. Так, более или менее обычная диатоника индийской музыки украшена интонац. оттенками, теоретически объясняемыми как результат деления октавы на 22 части (система шрути, трактуемая также как совокупность всех возможных высот). В яванской музыке 5- и 7-ступенное «равномерное» деление октавы (слендро и пелог) не совпадают ни с обычной ангемитонной пентатоникой, ни с квинтовой или квинтово-терцовой диатоникой.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь