на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЗВУКОПИСЬ (нем. Tonmalerei, франц. musique descriptive) - воплощение муз. средствами объективного «предметного» мира. Опирается на изобразит. возможности музыки. Последние подразделяются на два осн. типа. К первому относят имитацию (более или менее точную) разл. звучаний - пения птиц (соловей, кукушка и перепел в «Пасторальной симфонии» Бетховена, группа птиц в «Снегурочке» Римского-Корсакова, соловей в медленной части 2-й симфонии Скрябина), жужжания шмеля («Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова), раскатов грома («Фантастическая симфония» Берлиоза), шелеста леса («Кольцо нибелунга» Вагнера), звона колокола («Борис Годунов» Мусоргского) и др. Ко второму типу принадлежат изобразит. возможности музыки, основывающиеся на разл. ассоциативных связях звуковых и внезвуковых явлений. Так, быстрый или медленный темп музыки может отвечать темпу реального движения. Отд. звук в зависимости от частоты колебаний воспринимается как высокий или низкий (отсюда косвенное воспроизведение разл. «подъёмов» и «спусков»), аккорд в зависимости от его структуры, регистра, динамики - как светлый или тёмный. Разл. тембры голосов и инструментов также способны вызывать ассоциации с оптич. явлениями («светлые» и «тёмные», «блестящие» и «тусклые», «матовые» тембры и т.п.). Определённая роль в З. принадлежит и звуко-цветовым ассоциациям (см. Цветной слух). Ассоциации этих типов широко применяются в разл. муз. картинах рассвета («Рассвет на Москве-реке» Мусоргского, окончание 2-й картины «Евгения Онегина» Чайковского), образах разгорающегося пламени («Прометей» и поэма «К пламени» Скрябина). Порой композиторы с помощью тонких ассоциативных связей пытаются воспроизвести облик человека («Девушка с волосами цвета льна» Дебюсси), запахи («Ароматы в вечернем воздухе реют» Дебюсси) и др. Изобразит. возможности обоих типов часто сочетаются в муз. произведениях. Важнейшее значение в З. имеет передача не внешних черт явления, а того впечатления, которое оно производит на человека, тех чувств, которые оно в нём вызывает. Вне этого З. не может подняться до уровня художеств. творчества; напротив, изобразит. штрихи, б.ч. скупые, способны придать «картине настроения» предметную определённость (примечательна заметка Бетховена на рукописи «Пасторальной симфонии»: «Более выражение чувств, чем изображение»). Предметной конкретизации часто служат и заглавия или словесные ремарки в нотах; т. о., З. тесно связана с муз. программностью (см. Программная музыка). Однако элементы З., муз. изобразительности разл. рода, порой с трудом поддающиеся выделению, постоянно присутствуют и в непрограммной инстр. музыке. Понятие З., вызывавшее многочисл. дискуссии, было сформулировано лишь в 18 в., но применялось в музыке с древнейших времён. До 19 в., когда достигла высокого развития программная музыка, З. постоянно использовалась в муз. зарисовках охоты (качча), сражений и т.п. После Р. Штрауса, склонявшегося к наглядно-объективной З., она принимает своеобразные субъективно-ассоциативные формы в музыке композиторов-импрессионистов; в нач. 20 в. под влиянием художеств. течения урбанизма создаются произв. натуралистического плана, передающие шум машин («Завод» Мосолова) и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь