на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


АВАНГАРДИЗМ (франц. avant-gardisme, от avant-garde - передовой отряд) - условное наименование разл. муз.-творческих течений 20 в. Сторонники А. резко выразили оппозицию по отношению к исторически сложившимся нормам муз. искусства, стремились к радикальному изменению его основ. был исторически подготовлен некоторыми течениями в искусстве 1-й пол. 20 в. (экспрессионизм, футуризм, абстракционизм, сюрреализм). Композиторы новой венской школы осуществили разрыв с тональной логикой (см. Атональность) и придерживались новой системы композиции, разработанной А. Шёнбергом (см. Серийная техника). Отправным пунктом А. 1950-х гг. явилась разновидность той же системы, которую культивировал А. Веберн (пуантилизм). А. пошёл по пути распространения принципа серийной регламентации на все стороны музыки (ритм, динамика и др.; см. Сериальность). Несмотря на то что акустич. и ритмич. элементы на уровне абстрактной теории подчас строго организованы и мотивированы, в реальном звучании они воспринимаются как случайные, представляя собой парадоксальное явление структуриров. хаоса (К. Штокхаузен, А. Булез, Я. Ксенакис и др.). К аналогичным результатам приводит противоположный регламентации принцип случайности (Дж. Кейдж, Ф. Донатони и др.; см. Алеаторика). Другие разновидности А. были унаследованы от футуризма (Л. Руссоло, Ф. Б. Прателла и др.) и получили новые стимулы к развитию в связи с изобретением магнитной записи и новейшими возможностями электроники. Материалами для этого рода экспериментов служат некоторые "натуральные", но искусственно деформированные звуки окружающей среды (Ш. Шеффер, П. Анри; см. Конкретная музыка), специально изменённые звуки известных муз. инструментов (Дж. Кейдж), новые тембры и сочетания тембров, создаваемые с помощью электронных синтезаторов (К. Штокхаузен, Х. Эймерт, Л. Берио, А. Пуссёр и др.; см. Электронная музыка). В русле подобных экспериментов была предложена также техника, получившая назв. "композиция звуковых пластов" (Д. Лигети). Изобретение разнообразных шумов и др. внемузыкальных комплексов было обусловлено одной из гл. общих тенденций А. - стремлением подменить интонац.-смысловую природу музыки самодовлеющими эффектами отд. звучаний (см. Сонорика). Особую роль приобретают сонористич. эксперименты в т. н. инструментальном театре (М. Кагель), где с помощью пародийных звучаний и их абсурдного несоответствия сценич. действию как бы разоблачалась бессмыслица и самого феномена искусства, и отражаемой им жизни. неоднороден как в формально-технологическом, так и в идейном отношении. Среди его представителей есть прогрессивно мыслящие художники (Л. Ноно - чл. Итал. коммунистич. партии, выдвигающий в своём творчестве острые политич. проблемы совр. жизни). Композиторы этого направления обычно связывают свои идейные задачи с мнимой прогрессивностью авангардистской комп. техники; результатом является несоответствие целей и средств создаваемых произв. Радикализм А. служит часто выражением анархо-индивидуалистич. бунтарства, далёкого от подлинной революционности. В своих крайних проявлениях А. носит разрушит. характер и приводит к ликвидации тех средств, с помощью которых музыка способна выразить богатый мир чувств, идей, жизненных явлений и процессов. Исчезает осмысленная интонация, а вместе с ней и логика мелодия, движения. Муз. процессуальность вытесняется статикой вследствие абсолютизации принципа простейших сопоставлений. Исчезает динамически осмысленная гармония. Принцип т. н. открытой формы означает отказ от законченного муз. произв. Но отд. приёмы, найденные в процессе авангардного экспериментирования, вошли в арсенал совр. комп. техники и, включённые в иной контекст, могут быть художественно оправданы. На рубеже 1960-70-х гг. в ряде стран усилилась критика А. В противовес искусств. усложнённости комп. систем выдвигается идея "новой простоты". Мн. композиторы (в т.ч. и принадлежавшие ранее к А.) стремятся реабилитировать важнейшие элементы музыки в её традиц. понимании (в частности, зап.-герм. "Молодой авангард", провозгласивший свои принципы в 1979). В некоторых случаях, однако, декларируемая "новая простота" оказывается в комп. практике лишь новой разновидностью авангардистского экспериментирования. Такова, в частности, техника сочинения, сводимая к бесконечному повторению к.-л. короткого 3-4-звучного мотива с незначит. варьированием тембров и способов изложения (т.н. репетитивная техника). По замыслу приверженцев такого рода техники простейшая повторность превращает музыку в своего рода магию, в род гипноза или средство психотерапии (медитативная музыка). Начиная с 1950-х гг. важнейшими центрами муз. А. стали ежегодные семинары новой музыки в Кранихштайне, близ Дармштадта (ФРГ), концерты "Domaine musical" в Париже (Франция), студии электронной музыки при радиоцентрах Кёльна (ФРГ), Милана (Италия), Гравезано (Швейцария). Влияние А. распространилось на мн. страны Европы и др. континентов. Теоретич. положения А. излагаются и пропагандируются в сб. "Die Reihe" (Австрия) и "Darmstädten Beiträge" (ФРГ).
Давыдов Ю.. Движение "новых левых" и муз. "авангард", "СМ", 1970, №4; Шахназарова Н. Г., "Авангард" в совр. зал. музыке, в сб. Совр. зап. искусство..., М., 1971; Житомирский Д.. К изучению западноевропейской музыки XX века, в сб.: Современное западное искусство. М.. 1971; его же, Муз. "авангард" в раздумье о своих путях, в сб.: Совр. бурж. искусство.... М., 1975; Михайлов Ал. В., Некоторые мотивы муз. авангардизма..., в сб.: Искусство и общество, М., 1978; Житомирский Д.. Леонтьева О., Миражи муз. прогресса..., в сб.: Кризис бурж. культуры и музыка, в. 4, М., 1983; Савенко С., Проблема индивидуального стиля в музыке поставангарда, там же, в. 5, Л.. 1983; Чередниченко Т. В., Кризис общества - кризис искусства, М., 1985. Д. В. Житомирский.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь