на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


АККОРД (франц. accord, итал. accordo, от ср.-век. лат. accordo - согласовываю) - самостоятельное созвучие, построенное по определённому принципу согласно сущности данной гармонич. системы. В классич. учении о гармонии (18-19 вв.) под А. подразумевается сочетание 3-5 звуков, которые можно расположить по терциям (см. также Обращение аккорда). Классификация А. (2 осн. класса - моноаккорды и полиаккорды; см. Полиаккорд), их типы и виды: В тональной системе 17-19 вв. цельность А. поддерживалась внутриаккордовой функциональностью его тонов (см. Аккордовые звуки).
Аккордовые функции: 1) осн. тон ("корень" А.), 2) аккордовые консонансы (квинта и терция от осн. тона, совместно с ним составляющие консонантное ядро А.), 3) аккордовые диссонансы (септима, нона; секста от осн. тона типа А-3; также альтерация тонов консонантного ядра), 4) побочные тоны (напр., кварта во вводном септаккорде; секста, как в примере ниже): Задержания, проходящие и вспомогательные звуки рассматриваются как неаккордовые (см. Неаккордовые звуки). А. как целое имеет 3 стороны: тонально-функциональную (значение А. зависит от его отношения к тональному центру; см. Функции тональные), фоническую (значение А. зависит от звучания его самого по себе; см. Фонизм) и горизонтально-линейную (значение тонов А. зависит от их отношения к мелодич. линии, к её мотивному, звуковому содержанию). Выразительность звучания А. определяется рядом факторов: его интерваликой (прежде всего консонантностью или диссонантностью), тональной функцией, его "раскрытием" в звуковом контуре мелодии, многообразием возможностей фактурной (в т. ч. тембровой) реализации. Предформа А. - двузвучие в раннем многоголосии (см. Органум). Исторически первая концепция А. - в полифонич. музыке с кон. 12 в. (Парижская школа; А. как сумма интервалов). Термин "А." ("XIII acors") возник в 14 в. (CS III, 496). В практике генерал-баса (17 - 1-я пол. 18 вв.) закрепилось оперирование А.-комплексами, трактовавшимися как консонантные и диссо-нантные созвучия; ко времени генерал-баса относится и распространение самого термина "А.". В 18-19 вв. категория А. противопоставляется созвучию с неаккордовыми звуками. В 20 в., наряду с дальнейшим развитием разл, сторон н качеств А. как категории муз. мышления, резко усилились сонорная трактовка А., фактор звучности.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь