на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


АРАБСКАЯ МУЗЫКА - музыка арабов и др. арабоязычных народов, населявших в разл. историч. периоды Бл. и Ср. Восток, Сев. Африку и Юго-Зап. Европу; в 20 в. понятие "А. м." объединяет муз. традиции араб. стран Аравийского п-ова (см. Аравии Южной и Восточной музыка), Магриба (см. Магриба музыка), а также АРЕ (см. Египта музыка), Ирака, Сирии и Судана. История А. м. восходит к эпохе древних цивилизаций (египетской, шумерской, вавилонской, ассирийской и др.), существовавших на совр. территории араб. стран (см. Месопотамии музыка, Древнего Египта музыка). Формирование собственно А. м. началось прибл. с кон. 2-го тыс. до н. э. с расселением арабов в Аравии, ставшей очагом араб. муз. культуры. В ранний "бедуинский" период (т. н. джахилийя; до 7 в. н. э.) музыка сопровождала ритуальные действа, были распространены муз.-поэтич. формы - касыда (монорифмическая поэма с одинаковой метрич. структурой строк; муз. форма - довольно свободная), а также хида (караванная песня), хиджа (сатирич. песня), наух и мартийя (элегия и жен. плач по погибшим воинам) и др. Носители этого искусства - шаир (прорицатель, поэт, музыкант), мутриб (певец) и равий (сказитель) - пели, аккомпанируя себе на дафе (бубен), табле или ребабе. Среди Традиц. инструментов - также мизхар, кисара, барбат (типы лютни); джанк (арфа); мизмар (духовой язычковый); касаба (тип фл.); кус (литавры). Мн. из этих инстр. в усовершенствованном виде используются и в 20 в. Старинная арабская мелодия. Важнейшие вехи в истории А. м. - возникновение и распространение ислама и образование Арабского халифата (с 7 в.). Расширение гос. границ (от Пиренейского п-ова до Индии), рост городов способствовали усилению взаимных контактов с др. муз. культурами, созданию новых жанров (как светских, так и религ.). В A.M. появились элементы иран., испан., афр., ср.-азиат., визант. и др. традиций, что обусловлено, в частности, неараб, происхождением мн. араб. музыкантов 7-8 вв. (Маабад и Ибн Мисджах - африканцы, Саиб Касир и Муслим ибн Мухриз - персы). Влияние мусульманства на А. м. на разных этапах развития халифата было неодинаковым. В начальный его период (632-661) офиц. круги относились к музыке преим. негативно (как к одному из запрещённых Кораном "удовольствий"), В эпоху правления династии Омейядов (661-750) и особенно в эпоху Аббасидов (750-847) музыка завоёвывает всё более прочное положение при дворе в Дамаске, затем в Багдаде, а также в повседневной жизни гор. и сельских жителей. При дворе культивировался классич. муз. стиль, для которого характерны утончённость и рафинированность исполнения (в вок. жанрах обычно использовались классич. стихотворные тексты). Среди видов этой музыки - таксим (сольный инструментальный), лайяли (сольный вок. жанр импровизац. характера). Зарождаются и муз. формы, связанные с религ. мусульм. культом: речитация (с 9 в. распевание) сур (глав) Корана (без инстр. сопр. и без хора); адан (призыв к молитве); маулид (муз. повествование о рождении пророка Мухаммеда, исполняется респонсорно певцом-солистом и хор. группой, поющей в унисон); мадих (поэма-славление пророка, обычно с сопр. барабанов); музыка мистич. церемонии суфийских братств - зикр (букв. - поминовение; включает пение, речитацию, инстр. игру), шиитской мистерии тазийе (первоначально церемония оплакивания, с 16-17 вв. - уличные процессии-представления, сопровождавшиеся песнопениями под звуки тарелок; с 18 - нач. 19 вв. - театрализов. муз. представления). Одна из древнейших, наряду с исламской, культовых традиций - христианская (достигла расцвета в 4 в.). В её музыкальной, преим. вок., основе - система 8 гласов кинто (то же, что октоих, осмогласие). В более поздних образцах возможны отступления от правил (обращение к макамату, см. Макам). Среди авторов гимнов и литургий известны Ефрем Эдесский (Сирии, 4 в.). Яков из Серух (5-6 вв.), Север, монофизитский патриарх Антиохии (6 в.), Яков из Эдессы (8 в.), значит. вклад в создание песнопений внёс Иоанн Дамаскин и др. К этому периоду, по-видимому, относится зарождение ми. жанров традиционной музыки, в т. ч. аль-атаба - печальная песня речитативного склада (Сирия, Ирак), шруги, или шарги, - речитативные песни бедуинов (Сирия, Ливан), дабка - быстрый муж. и жен. танец (Сирия, Ливан), хуса (воен. песни), танец дахха (с мечами), сас (воинственные пляски; все - в Ираке). В эпоху династии Омейядов (661-750) усиливается профессионализация муз. искусства. Среди проф. музыкантов - певцы и комп. Ибн Сураидж, Малик ат-Таи, Иби Аиша, певица Джамиле; автор муз.-теоретич. трудов Ю. аль-Катиб. В период Аббасидов (750-1258) и особенно в их т. н. золотой век (750-847) выдвигаются исполнители-виртуозы (обычно на уде) и певцы - Ибрахим и Исхак Маусили, Зальзаль (также теоретик), Ибрахим ибн аль-Махди и др. Складывается теория А. м.: разрабатываются проблемы акустики, ладов, метроритмики, основ композиции, муз. эстетики. Развитию теоретич. мысли способствовала деятельность т. н. Дома мудрости ("Дар аль-Хикма"), осн. а Багдаде в сер. 9 в. Среди теоретиков и философов Бл. и Ср. Востока: аль-Кинди, аль-Фараби, Сафи ад-Дин, Ибн Сина, аль-Исфахани. Отд. теоретич. проблемы нашли отражение в трудах Ибн Мусаджиха (описал 6 осн. ритмич. формул - икаат, а также 8 наиболее употребит. ладов - "пальцев"), Муслима ибн Мухриза (введение ритмо-формулы рамаль разработка композиц. строения мелодич. фразы, приближённого к форме поэтич. двустишия) и др. В разл. эпохи существовали разные теоретич. трактовки араб. звукоряда (в ср. века- 12-, 17-, 22-ступенные шкалы); большинство совр. учёных считает, что в основе А. м. - 7-ступенные звукоряды из 2 тетрахордов с микротоновой нюансировкой ступеней. Ладовая организация A.M. тесно связана с принципом макама. Всего в муз. практике употребляется неск. десятков ладов. По наиб. употребительной классификации араб. ладовая система включает 9 семейств (по классификации араб. музыковеда X. Тумы - 8). Названия семейств соответствуют названиям гл. лада - раст, баяти, сика, саба, нахаванд, наваасир, аджам, хиджаз, ку р д. В основе метроритмич. организации А. м. - принцип ритмоформул (араб. - вазн), за исключением сольного классич. вок. и инстр. исполнительства, опирающегося на закономерности араб. просодии. С нач. 9 в. на 3. халифата формируется самостоят. направление А. м. - т. н. андалусская школа (западная), развивавшаяся в более демократич. русле, чем восточная. Её основатель и крупнейший предст. - Зирьяб был одним из создателей ведущего жанра андалусской музыки - нубы. Среди вок. жанров этой школы - мувашшах (тексты - на араб. классич. яз.) и заджал (тексты - на разговорном яз.). Среди предст. этой школы - певец и комп. Абад аль-Казаз, поэт и музыкант Ибн Кузман, философ и музыкант Ибн Баджа (латинизиров. Авемпас). С кон. 13 в., с ослаблением халифата, А. м. (гл. обр. классическая) переживает упадок (особенно во время османского господства 16- нач. 20 вв.). Вместе с тем в связи с тур. влиянием культивируются воен. орк., появляются новые инстр. жанры (в т. ч. циклич. пьесы башраф и самаи); гор. популярные стили, связанные с музыкой кафе, клубов. В кон. 18- нач. 19 вв. (в связи с колониальной политикой европ. держав) в А. м. проникали элементы европ. муз. культуры, что зачастую приводило к утрате нац. специфики А. м. (европ. инструменты - фп., фисгармония, орган и др.; новые формы муз. жизни по европ. образцу). Организуются муз. уч. заведения: напр., в Египте первые муз. школы открыты в эпоху правления Мухаммеда Али -1-я пол. 19 в. (в них работали гл. обр. европ. педагоги), в 1870 школа музыки была открыта в Халебе (Сирия). Мн. араб. музыканты обучались в Европе. Зародились формы муз. театра (т. н. араб. оперетта); открылся первый Оперный театр (1869, Каир). Среди араб. музыкантов кон. 19 - нач. 20 вв.- С. Дервиш, М. Осман (Египет), А. аль-Бадж, А. Обри, К. Шембир (Сирия), А. аль-Каббани (Сирия и Египет), М. Бахтарзи (Алжир). Развиваются конц. формы муз. жизни, получают широкое распространение гор. песенные стили (напр., аль-джад; Алжир), нередко с элементами европ. музыки. Среди выдающихся исполнителей гор. лирич. песен 1930-х гг. - У. Кульсум, М. Абд аль-Ваххаб (также комп.; оба - Египет), Файруз (Ливан). С кон. 19 в. началось систематич. изучение А. м. европейцами (франц. комп. и фольклорист Ф. Сальвадор-Даниель, рус. комп. и пианист А. Ф. Христианович, венг. комп. и фольклорист Б. Барток работали в Алжире; рум. этнограф А. Тибериу изучал егип. фольклор; дат. исследователь П. Р. Ольсен - музыку стран Персидского залива; крупными историками А. м. были английский музыковед X. Дж. Фармер, французский музыковед Р. д'Эрланже). Крупной вехой в развитии А. м. явился 1-й конгресс араб. музыки (1932), выдвинувший задачу сохранения и возрождения нац. наследия. После конгресса были орг. фольклорные экспедиции (Сирия, Ирак, Египет, Тунис, Алжир и др.), созданы Академия изящных искусств в Багдаде (1940) и ряд муз. обществ ("Рашидия" в Тунисе, "Маусилия" в Алжире, а также общества в Ливане, Сирии), введены муз. занятия в школах мн. стран. После завоевания независимости (в большинстве араб. стран в 1950-60-х гг.) наблюдается подъём в области муз. искусства. В масштабах араб. региона руководящую и координирующую функцию осуществляет Всеараб. академия музыки (1970, Багдад). Особое внимание уделяется традиц. искусству, организуются нац. ансамбли песни и танца, в некоторых странах создаются также коллективы, представляющие муз. искусство нац. меньшинств. Формируются симф. оркестры (Иракский, 1960, и др.) и оркестры смешанного типа, включающие нац. и европ. инстр. (в т. ч. орк. Дамасского, Кувейтского радио); в отд. странах (Египет, Сирия) действуют также оперные труппы. Повсеместно проводятся муз. фестивали. Подготовка нац. кадров в уч. заведениях араб. стран направлена на изучение как нац., так и европ. музыки. Мн. музыканты обучаются за границей, в т. ч. в СССР. Для некоторых араб. комп. школ 1970 гг. характерно соединение нац. муз. особенностей с европ. техникой композиции; среди композиторов - А. А. ас-Сараф, Ф. Аллаверди (Ирак), X. аль-Фанса, А. Рифаи, С. аль-Уарди (Сирия). Интенсивно развивается муз. наука, чему способствуют регулярно проводимые межараб. конференции, семинары и конгрессы, а также издаваемые муз. журналы, в т.ч. "Аль-Кисара" (Ирак).
Волян И., Очерки араб. музыки, М., 1977; Тума X. X., Введение в араб. музыку, в сб.: Музыка народов Азия и Африки, в. 4, М., 1984; Еrlanger R. d'. La musique arabe, v. 1-6, P., 1939-59; Farmer H. G., A history of Arabian music to the 13-th century..., L., "1967; J argy S., La musique arabe. P., 1971; Mahdi S. e L La musique arabe, P., 1972; Тоuma H. H., Die Musik der Araber, Wilhelmshaven, 1975; jenkins J., Rovsing Olsen P., Music and musical instruments in the wold of Islam, L., 1976, О. В. Русанова.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь