на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


АРАВИИ ЮЖНОЙ И ВОСТОЧНОЙ МУЗЫКА. Включает обладающее общими чертами муз. искусство совр. араб. стран: НДРЙ и ЙАР, Кувейта, Бахрейна, Объединённых Арабских Эмиратов (ОАЭ), Омана, а также, частично, Саудовской Аравии и Юж. Ирака. У истоков музыки этого региона - культура древних цивилизаций: Дильмуна, Магана (3-1-е тыс. дон. э.), юж.-арав. гос-в Сабы (1-е тыс. до н. э.-6 в. н. э.), Авсана, Катабана, Хадрамаута (все-1-е тыс. до н, э.), Химьяра (2-1 вв. до н. э. - 6 в. н. э.), которые поддерживали активные контакты с Шумером, Лссиро-Вавилонией, Египтом (см. Месопотамии музыка, Древнего Египта музыка). В Юж. и Вост. Аравии в доисламскую эпоху бытовало синкретич. поэтико-муз. искусство, носителями которого были шаиры, равии и т. д. Муз. инструменты и жанры того времени в целом идентичны арабским (см. Арабская музыка). Из древних жанров сохранились караванная песня хида (в странах Персидского залива именуемая радха), а также близкие ей песни в сопр. ребаба у бедуинов Саудовской Аравии, НДРЙ, ОАЭ, Кувейта (нач. н.э.); пение паломников-язычников, направляющихся в Мекку (неразвитые в мелодия, отношении - тахлиль; исполнялись в сопр. барабана табло и флейты шахин), распевная декламация садж. Среди древних юж.-арав. вок. жанров - застольные песни агани аль-химьяри,агани аль-хамрийат. В юж.-арав. письм. памятнике "Законы химьяритов" (6 в.) говорится о богатом песенном и танц. фольклоре, разнообразных театр. представлениях. Среди музыкантов доисламского периода: юж.-арав. правители Ибн Алишра (по прозвищу Зу гадан - "обладающий красивым голосом") и Аис ибн Зайд (оба - 6 в.), а также йеменский странствующий музыкант Аль-Аша Маймун ибн Каис (6-7 вв.). С введением ислама и включением областей Юж. и Вост. Аравии в состав Араб. халифата (7 в.) распространяются светские жанры на основе использования принципов макамата (см. Макам) - мауаль, мувашшах, таксам и др., музыка мусульм. религ. культа; складываются основы муз. теории на базе общеарабской. Для региона специфичны муз.-танц. жанры (истоки которых уходят в глубокую древность) - воинственный муж. танец арда, или аййяла (Вост. Аравия), аналогичный ему аль-бара (Юж. Аравия), танцы шарги (букв. - восточный) и хафиф ("лёгкий"; у равнинных племён Юж. Аравии, в р-не Красного моря); танцы свадебного обряда зэффа, муракках, аль им хэнна (Юж. Аравия), исполняющиеся в сопр. барабанов и идиофонов, нередко с включением соло духовых; в Вост. Аравии - лирич. танц. песни уанна, жен. песни в сопр. таблов ат-табуль и др.; сольно-хор. развёрнутые песни ловцов жемчуга фиджири (Бахрейн), танц. песни ризиф, жен. песни-танцы дакк-аль-хабб (связанные с ритуалом сбора урожая и толчения зёрен), муз.-танц. сценки с участием ряженых фариса, лирич. девичьи песни аль-марада (Вост. Аравия), ритуальная песня-танец лейва, аналогичная жанру Сев.-Вост. Африки зар, а также негр. мистич. церемонии гарр, включающие сольно-хор. песни в сопр. тамбуры (арфообразной лиры) и барабанов (Юж. Ирак). Ряд песен и танцев сопровождается виртуозной сольной игрой на дух., а также струн. инструментах. Сольные вок. партии сложны и исполняются искусными певцами нагамами. В период османского завоевания (с 16 в.) тур. влияние в этом регионе проявилось меньше, чем в др. р-нах араб. мира. Оно выразилось в развитии популярных гор. стилей и жанров; среди них - йеменский жанр "песни Саны", включающий 2 раздела (сольную импровизацию ни уде и собственно песню). Другой аналогичный ему жанр - 3-частная ас-самра, или саут (бытует на берегах Персидского залива). Оба жанра строятся на основе макамата. Господство англичан в 19-1-й пол. 20 вв. оказало воздействие на муз. искусство региона, особенно с сер. 20 в. Начиная с 1970-х гг. ощущается сильное влияние поп-музыки. С установлением независимости (в большинстве стран в 1950-70-х гг.) развитию муз. искусства уделяется большое внимание. Развивается сеть ср. и высших спец. муз. уч. заведений, в т. ч. Ин-т музыки (Аден, НДРЙ, 1973), Кувейтский институт музыки (осн. в 1977, на базе муз. училища, существовавшего с 1972). Мн. музыканты обучаются за границей, в т. ч. в СССР. Развивается конц. исполнительство. Зарождается комп. школа на нац. основе. Наряду с использованием традиционных начинается освоение и европ., преим. хоровых, жанров. Среди композиторов - М. Атраш, А. бен Гоудаль, А. Касем (НДРЙ), Ю. Духи, А. Бакир, Абд ар-Рахман Баиджан, Ибрахим ас-Сола, Марзук аль-Марзук (Кувейт). Среди исполнителей на традиц. инстр. - Г. Ганем, Я. Мекки, Н. Аууад (НДРЙ); певцов - А. Духи (Кувейт), Т. Маддахе, С. Ибна Сурайк (Саудовская Аравия). Проводятся фестивали: в Кувейте - в день нац. независимости, Бахрейне - "Фестивали песен залива" (с 1980); НДРЙ - фестивали политич. песни (с 1970-х гг.) и др. Создаются нац. фольклорные ансамбли (преим. в 1970-е гг.): Кувейтский, Саудовской Аравии, Омана, Абу-Даби (эмират в составе ОАЭ), Гос. ансамбль нар. танца и песни НДРЙ (осн. в 1974; гастролировал в СССР в 1976 и 1981).

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь