на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


АФФЕКТОВ ТЕОРИЯ (от лат. affectus - душевное волнение, страсть) - распространённые в 17-18 вв. муз.-эстетич. воззрения, согласно которым музыка "изображает" человеческие чувства (аффекты) и управляет ими. Методология, основа А. т. - философский рационализм и сенсуализм нового времени, ср.-век. и античная муз. эстетика. Становление А. т. во многом связано с трактатами Р. Декарта ("Musicaecompendium", 1650, и "Lespassionsde l'ame", 1649), рационалистически обосновывавшими аффективную природу музыки. А. Кирхер ("Musurgia universalis"..., Romae, 1650) классифицировал и описал 8 видов аффектов. В работах А. Веркмейстера, В. К. Принтца, И. Маттезона, Ф. В. Марпурга, И. И. Кванца и др. не только содержится классификация аффектов (напр., Марпург их насчитывает 27), но и выдвигаются нормативные рекомендации, касающиеся аффективного воздействия тех или иных ладов, ритмоформул, танц. движений, муз. форм и стилей. Считалось, что всё муз. произв. или его крупная часть могут выражать лишь один аффект. Для А. т. характерна тесная связь с риторич. традицией, с учением о муз.-риторич. фигурах (см. Риторика музыкальная). А. т. имела несомненное значение для комп. практики кон. 17-1-й пол. 18 вв., однако не определяла её всецело. Со 2-й пол. 18 в. А. т. стала утрачивать свою актуальность.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь