на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЦЕНТРАЛЬНОЙ АФРИКИ МУЗЫКА. Муз. культура Центр. Африки включает музыку Анголы, Заира, Замбии, Конго, Центральноафриканской Республики, Чада, Экваториальной Гвинеи. Пестрота этнич. состава региона (населён народами разл. рас и этнолингвистич. типов, в т. ч. банту, адамауа, хауса) обусловливает разнообразие муз. стилей, жанров, форм. Ц. А. м. связана с традиц. верованиями и культами. Велика её роль в таких обрядах, как инициация юношей или девушек, посвящение в члены тайного общества, излечивание от болезней, общение с духами предков и др. Развитая муз. культура отличала раннефеод. гос-ва Конго, Лунда и др., существовавшие на терр. региона в 13 - 19 вв. Правители содержали при дворах как атрибут власти церемониальные оркестры, в придв. ритуалах особое место занимали муз. -танц. действа, в которых могла участвовать только спец. группа исполнителей. В сохранении и развитии муз. традиций важная роль принадлежала касте гриотов (музыканты, сказители; профессия передавалась по наследству). Разнообразны песенные и танц. жанры: лирические, шуточные, колыбельные, свадебные, военные, охотничьи и др., песни и танцы, сопровождающие трудовые процессы (рыбную ловлю, греблю на лодках, сельскохозяйств. работы и др.). Пение (бытует как сольное, так и хоровое) обычно сопровождается игрой на муз. инструментах. Известна как вок., так и инстр. музыка (сольная и ансамблевая). В ансамблях нередко возникает сложная полиритмия и полиметрия. Ладотональные и акустич. особенности исполняемой музыки диктуются конструкцией и настройкой инструментов (от элементарных 2 - 3-ступенных ладозвукорядных образований до сложных нетемпери-ров. ладов в 1 1/2 - 2 октавы). В муз. инструментарии Центр. Африки наиб. обширную группу составляют барабаны, различающиеся формой, размерами, способами исполнения на них (руками, палками, колотушками): цилиндрические с 2 мембранами (фулама, нсоло, ндунгу), в форме песочных часов (кисунгу, маома и др.), а также т. н. щелевой барабан (с 1 или 2 щелями-прорезями). Нередко при помощи барабанов передаётся информация (т. н. говорящие барабаны), что связано с тональной природой большинства языков народов Центр. Африки. Существ, роль принадлежит также ксилофонам (разным по размерам, конструкции и количеству пластин - от 7 - 9 до 14 - 17). Широко используются ламеллафоны (см. Идиофоны; один и тот же инструмент у разных народов может наз. по-разному - маримба, санса, цанца, ликембе, калимба и др). Среди др. инстр.: струнные - цитры (банго и др.), разновидности муз. лука, в т. ч. мвет (звучит в магич. обрядах; у некоторых народов на нём играют только женщины), разл. афр. гитары (нгуми); духовые - флейты, роговые трубы, свистульки. Особый пласт Ц. А. м. представляет музыка пигмеев, у которых инстр. музыка (как самостоят, вид искусства) практически отсутствует. Распространены песни охотников, сборщиков мёда, песни-плачи, колыбельные. Пение пигмеев включает звукоподражат, эффекты (зажимают нос, поют горлом), резкие переходы от низкого регистра к фальцету, а также тип гокета. С появлением на территории региона европейцев (18 - 19 вв.) и принятием значит. частью населения христианства сложились песенные стили, совмещающие христ. культовое пение с местными афр. элементами. Культура нового типа формировалась в крупных городах (Браззавиль, Киншаса, Луанда, Лусака и др.), где тесно переплелись разл. муз. пласты: традиц. музыка, к-рую принесли сельские жители, приезжающие в города в поиске работы; музыка, проникшая сюда вследствие колонизац. процессов. Ц. А. м. испытала определ. влияние европ. и лат. -амер. музыки (особенно это проявилось после 2-й мировой войны 1939 - 45). Стали популярными афро-амер. и афро-кубин. стили. В период борьбы за независимость (1960-е гг.) особую популярность приобрела патриотич. песня. Её пропагандировали такие ансамбли, как "Хор партии" (Конго) и др., а также певцы (часто они же - авторы песен) Ф. Мбай Куаку (Конго), Р. и А. Мингаш, К. Ламартин (Ангола), Д. Мазука (Замбия) и др. В 1960 - 80-х гг. активизировалась муз. жизнь в регионе. Созданы многочисл. муз. коллективы, среди них: оркестр радио Лусаки (Замбия), ансамбли "Илля", "Кисанже" (Ангола), а также разл. фольклорные группы. Широко известны певцы А. Масикини (Заир), П. Каштру, М. Тете (Ангола), Магалвана, Бетара, Зайдо Кемо (Чад) и др. Произв. в традиц. и популярном стилях создают комп. Э. Ганга, Ж. Мианкенда (Конго), П. К. Казади, А. Ж. Нкашама (Заир), Ж. М. Масаду, Ф. да Сиш, Ф. Мукенга (Ангола) и др. Изучением и пропагандой Ц. А. м. занимаются Нац. институт искусств в Киншасе и Ин-т науч. исследований муз. фольклора Центр. Африки в Букаву (Заир), Нац. школа искусств в Банги (ЦАР), Школа музыки и танца в Луанде (Ангола), Ин-т афр. исследований при Ун-те Лусаки (Замбия), Нац. центр при университете в Нджамене (Чад), а также нац. музеи Замбии, Анголы. В странах социалистич. ориентации гос-ва уделяют большое внимание культуре, в т. ч. музыкальной. Вопросами сохранения и развития муз. искусства занимаются Гос. секретариат по вопросам культуры (Ангола), Мин-во образования и культуры (Замбия). Созданы творч. союзы музыкантов и композиторов (Ангола, Конго).
Кубик Г., Многоголосие и звуковые системы центр. и Вост. Африки, в кн.: Музыка народов Азии и Африки, в. 3, М., 1980; Musik in Afrika, В., 1903; М е r r i a m A., African music re-examined in the light of new materials from the Belgian Congo and Ruanda Urundi, "African Music Society Newsletter", 1959, № 6; В r a n d e 1 R. The music of Central Africa, The Hague, 1961; О a n s e m a n s J., Schmidt-Wrenger В.. Zentralafrika, Lpz., 1986 (Musikgeschichte in Bildern, Bd 1, Lfg. 9). E. M. Гороховик.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь