на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ДЖАЗ (англ. jazz) - род проф. муз. искусства. Возник на Ю. США в кон. 19 - нач. 20 вв. в результате взаимодействия афр. и европ. муз. культур. Истоки Д. - в полуимпровизац. формах нар. творчества, в трудовых, религ., светских песнях негр, населения, а также в танц.-бытовой музыке белых поселенцев США. Термин "Д." употребляется с сер. 1910-х гг.; первоначально так наз. небольшие оркестры, а также исполняемая ими музыка. Д. свойственны неакадемич. способы звукоизвлечения и интонирования, импровизац. характер изложения мелодии и её разработки, регулярная ритмнч. пульсация, повышенная эмоциональность. В течение первых 2 десятилетий 20 в. сформировался новоорлеанский стиль Д., для которого характерна коллективная импровизация мелодич. группы оркестра (корнет, кларнет, тромбон) на фоне 4-дольного аккомпанемента, исполняемого ритмогруппой (ударные, дух. или струн. бас, банджо, иногда фп.). Постепенно установились нормы исполнения танц. пьес, в которых предусматривалась сольная импровизация после коллективного изложения осн. мелодии. Этим характеризуется чикагский стиль, развивавшийся в 1920-е гг. и выдвинувший джазовых солистов (трубачи Кинг Оливер, Л. Армстронг, кларнетисты С. Беше, Дж. Л. Рапполо, тромбонисты К. Ори, Дж. Брунис, банджист Дж. Сеит-Сир, барабанщик Б. Доддс). К нач. 1930-х гг. появился стиль суинг (от англ. - качаться), связанный с деятельностью больших оркестров (биг-бэндов). Заметно усиливается роль аранжировки, в которой противопоставляется или объединяется звучание 4-5 саксофонов, 3-4 труб, 3-4 тромбонов на фоне ритмогруппы, исполняющей танц. ритмоформулы. В кон. 1920-х гг. большую известность приобрели нью-йоркские оркестры Ф. Хендерсона, Дюка Эллингтона, Дж. Лаксфорда, в 1930-е гг. - Б. Д. Гудмена, Т. Дорся, А. Шоу. Ч. Уэбба, Каунта Бейси. Благодаря бурному развитию грамзаписи Д. завоевал огромную популярность. Его тембровые особенности и ритмич. активность оказали сильное воздействие на всю бытовую, развлекат. музыку США и стран Зап. Европы, привели к возникновению "коммерческого" Д., симфоджаза и др. видов эстр. музыки. В нач. 1940-х гг. в результате творч. поисков негр. музыкантов (альт-саксофонист Ч. Паркер, трубач Дж. Б. Гиллеспи, пианисты Б. Пауэлл. Т. Монк и др.), сгруппировавшихся вокруг одного из клубов Нью-Йорка и не удовлетворенных лишь развлекательно-танц. ролью Д., был создан стиль би-боп (звукоподражательное слово), в котором появились насыщенные диссонансами темы, усложнились мелодика, ритмика, гармония, фразировка; внимание слушателей кокцентрировалось не столько на самом муз. материале, сколько на личности импровизатора. В противовес "горячему", нервному би-бопу в 1950-е гг. возник сталь кул (букв. - прохладный), соединивший виртуозную импровизаторскую технику с традиц. комп. средствами (в т. ч. с полифонич. приёмами), мягким звукоизвлечением, спокойной исполнит. манерой. Новые школы импровизац. Д. нашли отражение в практике биг-бэндов, заметно усложнивших образный, интонац. строй музыки, орк. фактуру, гармонию. На этой основе возникли стиль прогрессив (С. Кентон, Б. Рибёры) с массивным, тяжелым орк. звучанием и т. и. третье течение, синтезировавшее совр. музыку и Д. (Г. Шуллер, Дж. Льюис). Начиная с 1950-х гг. появилось большое количество разл. джазовых школ, направлений, стилей: хард-боп (от англ. - твёрдый), связанный с именами А. Блейки и К. Брауна; фри-джаз (т. н. свободный Д.) - О. Коулмена, Д. Черри, А. Айлера; модальный Д. - М. Дейвиса, Дж. Колтрейна; джаз-рок - Ч. Кориа, X. Хэнкока, Дж. Мак-Лафлина и др. На протяжении своей истории Д. не был замкнутым муз. явлением. В результате его взаимодействия с модными танц. ритмами и фольклором возникли рок-н-ролл, "босса-нова" (джаз-самба), "соул". Появление самобытных джазовых музыкантов неамер. происхождения способствовало становлению нац. джазовых школ. Интонац., ритмич. обороты Д. использовали ми. композиторы - К. Дебюсси, М. Равель, П. Хиндемит, Д. Мийо, Дж. Гершвин, Л. Бернстайн, И. Ф. Стравинский и др. В СССР интерес к Д. проявился с нач. 1920-х гг. Вслед за первым в РСФСР "Эксцентрическим джаз-бандом" В. Я. Парнаха (Москва, 1922) возникли оркестры Ю. С. Мейтуса (Харьков), Л. Я. Теплицкого, Г. В. Ландсберга (Ленинград), Л. В. Варпаховского, А. Н. Цфасмана (Москва). Наиб. заметным явлением стал "Tea-джаз" Л. О. Утесова (Ленинград, 1929), осуществивший ряд эстр. постановок (в т. ч. "Джаз на повороте", "Муз. магазин") и снявшийся в к.-ф. "Веселые ребята" (1934). На протяжении неск. десятилетий орк. Утёсова был связан со становлением и развитием сов. массовой песни, с творчеством И. О. Дунаевского, М. И. Блантера, Дан. Я. и Дм. Я. Покрассов, Н. В. Богословского и др. Д. развивался и как вид инстр. музыки, чему способствовали руководители эстр. и танц. оркестров, композиторы н аранжировщики А. Н. Цфасман, А. В. Варламов, Я. Б. Скоморовский, Н. Г. Минх, Г. Р. Терпиловский, Л. А. Дидерихс и др. В 1938 был создан Гос. джаз СССР (рук. М. И. Блантер н В. Н. Кнушевицкий). В кон. 1930-х гг. и во время Великой Отечеств. войны 1941-45 выдвинулись музыканты-солисты Я. Б. Скоморовский, А. В. Сафонов (труба), И. А. Ключинский, И. П. Давид (тромбон), И. А. Бачеев, Л. Д. Олах (ударные). С сер. 1950-х гг. сов. Д. стал проф. исполнит. искусством. Были организованы оркестры О. Л. Лундстрема, К. Г. Певзиера, Р. Паулса и др. В 1960-е гг. на базе оркестров, а также джаз-клубов и молодёжных кафе возникли малые исполнит. составы, тяготеющие к кам. стилям Д. Получили известность солисты А. Е. Товмосян, К. Г. Носов (труба), Г. А. Гаранян, Г. Л. Гольштейн, А. Н. Зубов (саксофон), К. И. Бахолдин (тромбон), А. А. Кузнецов (гитара), И. М. Бриль, Б. Н. Рычков (фп.). Начиная с 1970-х гг. сов. Д. занимает заметное место на филармонии, эстраде. Среди музыкантов-исп. появились самобытные джазовые композиторы, синтезирующие традиц. джазовую технику с ладово-интонац. особенностями рус. (Г. К. Лукьянов, Н. Я. Левиновский), азерб. (В. А. Мустафа-заде), эст. (Л. Саарсалу), латыш. (Р. Раубишко), казах. (Ю. А. Парфёнов) музыки. В ряде зап.-европ. фестивалей участвовали пианист Л. А. Чижик, ансамбля "Мелодия", "Каданс", "Аллегро", "Арсенал"; междунар. премиями отмечены В. В. Колесников, В. А. Мустафа-заде, В. Н. Чекасин, У. Стабулниекс. Сов. Д. стилистически разнообразен; в нём представлены традиц. стили ("Ленингр. диксиленд", ретро-группа "Диапазон"), совр. суинг (О. Л. Лундстрем, А. О. Кролл), "би-боп" (Д. С. Голощекин), модальный Д. ("Аллегро"), "джаз-рок" ("Арсенал"), "фри-джаз" (трио В. Ш. Ганелина). Большое число композиторов, работающих в области эстр. музыки и песни, активно использует язык совр. Д. (Ю. С Сеульский, В. Е. Терлецкий, М. М. Кажлаев, Б. Я. Троцюк, И. В. Якушенко и др.).
Мысовский В., Фейертаг В., Джаз, Л.. 1960; Dzissmuusika, Tal., 1966; Переверзев Л., Из истории джаза, "МЖ". 1966, № 3, 5, 9, 12; Баташев А., Сов. джаз, М., 1972; Конен В. Д., Пути американской музыки, М., 1977; ее же, Рождение джаза, М., 1984; Панасье Ю., Истории подлинного джаза, (пер. с франц.], Л., 1979; Коллнер Дж. Л., Становление джаза, пер. с англ., М., 1984; Сарджент У, Джаз. Генезис. Муз. язык. Эстетика, пер. с англ., М., 1987; COD. джаз. Проблемы. События. Мастера, М., 1987. В. Б. Фенертаг.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь