на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ДРЕВНЕГО ЕГИПТА МУЗЫКА. Истоки Д. Е. м. восходят к кон. 4-го - нач. 3-го тыс. до н. э. Осн. источниками сведений о ней служат памятники материальной культуры - инструменты, нконографич. материалы (барельефы и др. изображения), словесные тексты гимнов и песнопений, свидетельства др.-греч. и рим. историков, философов. В Др. Египте музыка сопровождала придв. и храмовые ритуалы, была одним из средств развлечения раэл. слоев населения (др.-егип. назв. музыки "хи" означает "удовольствие"). Ещё в доклассовом обществе были известны погремушки, в т. ч. систры, колотушки, а затем и ранние формы аэрофонов - свистки, флейты. В эпоху Раннего, Древнего и Среднего царств (ок. 3000 - ок. 1700 до н. э.) существовали тростниковые свирели, продольные флейты уффата, трубы, дуговые арфы, разл. барабаны, трещотки. По-видимому (исходя из анализа муз. инстр.), ладовой основой Д. Е. м. была пентатонике, В период Древнего и Среднего царств появились пиктография, (рисуночная) нотация и первые труды, раскрывающие космология, теорию связи-музыки с небесными светилами. Древнеегипетские музыканты. С рисунка на гробнице 15 в. до н. э. Особое значение имела храмовая музыка, связанная прежде всего с культом богов Осириса, Исиды и Тога (считались творцами муз. искусства). Муз. культура Египта включала также музицирование при дворах правителей, в богатых домах и нар. творчество, одной из наиб. ярких форм которого были представления, посв. разл. богам, где хор. песня, жен. песни-плачи и танцы перемежались с шествиями и драм. эпизодами. В 3-м тыс. до я. э. получила распространение хейрономия, выполнявшая, вероятно, и функцию нотации. Уже в эпоху Др. царства возник социальный слой проф. (обычно придв.) музыкантов, среди которых славились Хемре, Хуфу-Анх в др. В период Нового царства (ок. 1580 - ок. 1070 до н. э.) в Д. Е. м. усилились азиат. влияния, особенно сирийское. Муз. инструментарий пополнился гобоями, угловыми арфами, лирами, лютнями, кифарами и др. Более совершенная конструкция мн. инструментов позволила использовать практически полный хроматич. звукоряд. В греко-рим. период (332 до н. э. - 395 н. э.) широко употреблялись авлос, поперечная флейта, букцина, разл. лиры, губная гармоника, барабаны, трещотки, бубенчики и др. В 3 в. до н. э. в Александрии был изобретен гидравлос (предшественник совр. органа). Немаловажную роль сыграл обмен музыкантами: некоторые египтяне в качестве учителей и придв. музыкантов, находились в Греции и Риме, а в Египте работали мн. греч. музыканты. В целом Д. Е. м. оказала большое влияние на муз. культуру древнего мира.
Закс К., Муз. культура Египта...., в сб.: Муз. культура древнего мира, Л., 1937; Майкапар А. В., Муз. культура Др. Египта, "Вопросы истории., 1974, № 8; Mecklenburg К. G, Xgyptische Rhythmik, Strasbourg-Baden-Baden, 1960; Hickmann H., Agypten, Lpz., 1961 (Musikgeschichte in Bildern, Bd 2, Lfg. 1); Catalogue dea instruments de musique egyptiens, red. par Chr. Ziegler, P, 1979.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь