на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ФОБУРДОН (франц. faux-bourdon, букв. - фальшивый бас) - многозначный термин, распространённый в муз. теории и практике зап.-европ. средневековья, Возрождения и барокко. 1) Ниж. голос англ. органума. Согласно Псевдо-Чилстону (ок. 1450), в многогол. композициях йотировался лишь ср. голос (meane), излагающий хоральную мелодию; верхний (treble) и нижний (faburden) добавлялись в процессе исполнения. С сер. 16 в. faburden - обозначение ниж. голоса, противостоящего cantus firmus в орг. соч. англ. композиторов (Дж. Редфорд). 2) Англ. импровизируемая разновидность дисканта (обозначалась faburdon, faburdoun). От нотированного тенора (григорианский хорал) мысленно откладывалась терция вниз (за исключением 1-го и последнего звуков, которые дублировались в унисон). Транспонируя полученные звуки на квинту и октаву вверх, получали дополнит. голоса (соответственно meane и treble); при этом возникало движение параллельными секстаккордами, а тенор (faburden) оказывался внизу. 3) Техника композиции на 3 голоса в континентальной Европе 15 в. (fauxbourdon). К двум нотированным голосам - верхнему (cantus firmus) и нижнему (тенору), образующим интервалы сексты и октавы, присоединялся средний, отстоящий от верхнего на кварту. Bo 2-й пол. 15 в. возникла тенденция к раскрепощению голосоведения, освобождению от параллелизма. Прибавился ниж. голос (contratenor bassus), выполняющий роль гармонич. основы. Техника Ф. нашла широкое применение в небольших литургич. композициях (гимн, псалм, интроит, антифон, секвенция, versus магнификата и месс), реже - в частях светских произв. (мотет). Среди авторов: Г. Дюфаи, Ж. Беншуа, Й. Брассар, Й. Рулле, Й. Лимбурги. 4) Техника композиции, основанная на ритмически равномерном аккордовом 4-гол. изложении декламационных церк. напевов (псалмов, кантиков, импропериев). Распространилась с кон. 15 в. в Италии (falsobordone, гл. обр. в папской капелле в Риме), Испании (fabordon) и Германии (в лютеранском богослужении). Кабесон. Фабордон. 5) Название орг. регистра в Германии 16 в. (faberthon). 6) В 17-18 вв. муз.-риторич. фигура (см. Риторика музыкальная) с характерным параллельным движением секстаккордов.
Евдокимова Ю., История полифонии, в. 2А, М., 1989; Besseler H., Bourdon and Fauxbourdon, Lpz., 1950, 21974; Trowell В., Faburden and fauxbourdon, "Musica discipline", 1959, v. 13; Тrumble E., Fauxbourdon. An historical survey, N. Y., [1959]; Dahlhaus C., Miszellen zur Musiktheorie des 15. Jahrhundera, в кн.: Jahrbuch des Staatlichen Instituts fur Musikforschung Preussischer Kulturbesitz 1970; Apfel E., Aufsetze und Vortrage zur Musikgeschichte. und historischen Musiktheorie, Saarbrucken, 1977; Bradshaw M. C., The falsobordone. A study in Renaissance and Baroque music, Neuhausen, 1978.
В. А. Фролкин.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь