Музыкальный словарь: 
А.. 
Б.. 
В.. 
Г.. 
Д.. 
ЕЁ.. 
Ж.. 
З.. 
И.. 
Й.. 
К.. 
Л.. 
М.. 
Н.. 
О.. 
П.. 
Р.. 
С.. 
Т.. 
У.. 
Ф.. 
Х.. 
Ц.. 
Ч.. 
Ш.. 
Щ.. 
Э.. 
Ю.. 
Я..
Музыкальная энциклопедия: 
А.. 
Б.. 
В.. 
Г.. 
Д.. 
ЕЁ.. 
Ж.. 
З.. 
И.. 
Й.. 
К.. 
Л.. 
М.. 
Н.. 
О.. 
П.. 
Р.. 
С.. 
Т.. 
У.. 
Ф.. 
Х.. 
Ц.. 
Ч.. 
Ш.. 
Щ.. 
Ы.. 
Э.. 
Ю.. 
Я..
|   ГЕРМЕНЕВТИКА МУЗЫКАЛЬНАЯ (греч. - разъясняю) - учение об истолковании содержания муз. произведения. Г. м. получила распространение как отрасль музыкознания с нач. 20 в. (термин введён в 1902 Г. Кречмаром). В процессе становления совр. Г. м. выделяется неск. этапов, обнаруживающих переход от установления аналогий между элементами муз. языка и внемуз. символами и схемами (космологическими, математическими, теологическими, психологическими - см. Этос, Аффектов теория) к попыткам расшифровать муз. смысл как внепонятийный и многозначный художеств. образ, раскрывающийся в исторически и психологически изменчивом сознании слушателя. В романтич. муз. критике подчёркивалась неоднозначность содержания муз. произв., по-разному воспринимаемого разл. слушателями (по аналогии с содержанием поэтич. произв.). Г. Кречмар и А. Шеринг, в противовес муз.-эстетич. взглядам Э. Ганслика, пытались обосновать методы выявления скрытой лит. программы муз. соч. Во 2-й пол. 20 в. под влиянием философской герменевтики развивается т. н. новая Г. м. (К. Дальхауз и др.), к-рая, претендуя на роль универсальной муз.-эстетич. концепции, решает теоретич. проблемы муз. истории, соотношения формы и содержания, ценности и оценки музыки на основе идей о неотрывности муз. содержания от сознания. При этом в качестве важного материала исследованию подвергается история суждений о музыке.  |