на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ГОМОФОНИЯ (греч. - однозвучие, унисон, от - один, один и тот же, одинаковый и - звук, голос) - род многоголосия, в котором голоса подразделяются на главный и сопровождающие. В Др. Греции понятие Г. означало исполнение мелодии голосом в сопровождении инструмента или пение её неск. голосами в унисон, а также в октаву. В совр. понимании Г.- гомофонно-гармонич. склад музыкальный, характеризующийся взаимодействием 3 осн. функций голосов - мелодии, баса и гармонич. голосов. Г. развилась в русле европ. муз. культуры. Элементы гомофонного склада были присущи уже ранним формам многоголосия - тем, в которых наблюдается более или менее отчётливое функциональное разделение голосов муз. ткани (напр., в органуме, фобурдоне 14 в.). В 15-16 вв. при господстве полифонич. письма элементы Г. накапливались в итал. фроттолах, вилланеллах, франц. шансон, в лютневой музыке, бытовых многогол. танц. жанрах, протестантском многогол. пении. Большую роль в становлении Г. сыграла практика исполнения полифонич. произв. (мадригалов и др.) на клавесине, лютне, органе (вместо пения), а также в качестве аккомпанемента певцу или инструменталисту, играющему на дух. или струн. смычковом инструменте одну из партии этого произв. или импровизирующему новую мелодию (Д. Ортис, 1553). В результате однотембрового звучания многоголосия на гармонич. инструментах полифонич. ткань постепенно преобразовывалась в аккордовую, гомофонную (см. Аккорд). Тембровый контраст с солирующим голосом или инструментом способствовал превращению самостоят. линий полифонич. фактуры (см. Полифония) в единый аккомпанирующий слой, противостоящий мелодическому. Эта традиция музицирования подготовила практику генерал-баса (первоначально - тип вводимого по желанию сопровождения чисто полифонич. музыки на основе выписанных крайних голосов или одного баса; остальные голоса воспроизводились обобщённо, близко к аккордовой фактуре). С нач. 17 в. из разновидности переложения он превратился в обязат. компонент фактуры - многогол. аккордовое сопровождение в композиции нового типа. Появление композиции с генерал-басом (оперная монодия, сольный вок. концерт) положило начало развитию собственно гомофонного склада. Принцип Г. ярко проявился в оперном речитативе: Монтеверди. "Орфей". Переход к новой, гомофонной композиции отвечал муз.-эстетич. устремлениям, возникшим под влиянием гуманистич. идей европ. Возрождения. Этот тип композиции утверждал гомофонный по существу принцип солирования: мелодия выделилась на обобщённом фоне многогол. сопровождения яркостью, раскрепощённостью линии, индивидуализиров. экспрессией, способностью передать дыхание, естеств. фразировку человеческой речи. Первый этап развития Г., т. н. эпоха генерал-баса (17 - сер. 18 вв.), характеризуется сочетанием принципов полифонич. и гомофонного письма, постепенным оттеснением полифонии в большинстве жанров вок. и инстр. музыки, бурным становлением аккордовой гармонии, вызреванием в рамках полифонич. и гомофонно-полифонич. форм (старинной сонатной и старинной двухчастной формы, концертной формы) принципов гомофонного формообразования, опирающегося на тональные соотношения и координацию разделов формы, на соподчинение каденций, членящих целое на составные части (см. Модуляция). Второй этап (сер. 18-19 вв.) - период расцвета гомофонного письма. В гомофонной гармонии осуществился тональный принцип ритмично протекающих контрастных ладофункциональных смен (см. Тональность) - принцип чередования аккордов, соотнесённого с пульсацией сильных и слабых долей такта. В этот период откристаллизовались гомофонные формы музыкальные; сонатная форма и сонатно-симф. цикл (см. Циклические формы) явились высшим достижением гомофонного формообразования. К кон. 19 в. соотношение гомофонных и полифонич. форм изменилось. Развитие гармонии - фундамента гомофонных форм - достигло предела, за которым, по словам С. И. Танеева, связующая сила гармонич. отношений утрачивала своё конструктивное значение. В связи с этим, наряду с продолжающимся развитием Г. (С. С. Прокофьев, М. Равель), резко возрос интерес к возможностям полифонии (И. Ф. Стравинский, Д. Д. Шостакович, П. Хиндемит, А. Шёнберг, А. Веберн). В Г. композитор оперирует специфич. элементами письма, отличающимися от полифонич. техники. Важнейшим и качественно новым элементом гомофонного письма явился аккорд, который мыслился как единство не только фактурное, ритмическое, но и акустическое, ладофункциональное. Эта многосторонность принципиально отличает аккордовую ткань от полифонич. многоголосия в технике "нота против ноты" (с его моноритмичностью голосов). Важнейшая черта аккорда - ладофункциональная монолитность; она действенна даже при его фактурно-ритмич. разработке. Свёртывание многоголосия в аккорды рождает совершенно иную, чем в полифонии, идею гармонич. развития, т. е. чередование аккордов, понимаемое как смена контрастных функций. С этим связан иной тип формообразования, которому свойственны единство всех голосов фактуры при сменах напряжения и покоя, нарастаний и спадов, общность кульминаций, одновременность цезур. Для Г. характерен высокодифференциров. синтаксис, организующий муз. развитие не только на уровне крупных построений, что было и в полифонич. формах, но и на уровне фраз, мотивов. Бетховен. Соната для фортепьяно ор. 7, 2-я часть. допускает многообразные варианты ритмич. соотношения между голосами, в результате чего образуются типы гомофонной фактуры: аккордовый тип, тип развитой мелодии с аккордовым или фигурац. сопровождением; полифонизированная Г. В чисто аккордовом складе мелодия, бас и аккомпанирующие голоса моноритмичны. Наиб. специфич. черта Г.- ритмич. контраст между главным и побочными голосами, при котором функция первого выражена наиб. рельефно. В этом случае вступает в действие контраст между индивидуализиров. линией и ритмом в мелодич. голосе и обобщёнными фактурно-ритмич. формулами сопровождения. Гомофонная фактура может обогащаться элементами полифонии. Развитые, активные сопровождающие голоса уже в эпоху венских классиков были насыщены тематич. материалом, полифонизировали гомофонную ткань. Тяготение к полифонии проявляется при всяком ритмич. и мелодич. оживлении баса и средних голосов, особенно при появлении контрапунктов, имитаций. Полифонизиров. гомофонная ткань соединяет энергию свободно развивающихся индивидуализиров. мелодич. линий с богатством гомофонной аккорди-ки и динамичностью функциональных смен.
Гельмгольц Г., Учение о слуховых ощущениях как физиологич. основа для теории музыки,пер. с нем., СПБ, 1875; Курт Э., Основы линеарного контрапункта. Мелодич. полифония Баха, пер. с нем., М., 1931; Асафьев Б., Муз. форма как процесс, кн. 1-2, 2Л., 1971; Xолопова В. Н., Фактура, М" 1979; Riemann H., Grofie Kompositionslehre, Bd 1, В.-Stung., 1902. И. Катумян.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь