на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ИНСТРУМЕНТОВЕДЕНИЕ (нем. Instrumentenkunde; англ. organology; франц. organologie) - научная дисциплина, изучающая музыкальные инструменты, их конструкцию, акустич. свойства, эаукоиэвлечение я, частично, практику инстр. исполнительства, их изготовление и реставрацию, употребление в быту, ритуалах, отражение в художеств. литературе, изобразит. искусстве. И. связано с акустикой музыкальной, технологией производства, этнографией, фольклористикой, муз. социологией, историей и теорией музыки, инструментовкой. как область музыковедения делится на историч. и систематич. (теоретич.) И. К задачам муз.-теоретич. И. относятся описание и систематика муз. инструментов. Акустика определяет звучащий инструмент как устройство, преобразующее энергию внеш. источника в звуковые колебания и передающее их в окружающую среду. Функционально важны такие части инструмента, как возбудитель колебаний, вибратор (вибрирующее тело), усилитель (резонатор) и излучатель колебаний. Общепринятой является классификация инструментов, выдвинутая В. Ш. Маийоном (1888) на основе идей Ф. О. Геварта (1863) и подробно разработанная Э. М. фон Хорнбостелем и К. Заксом (1914). Согласно этой систематике, основанной на акустич. показателях, инструменты объединяются в классы по след. гл. типам вибраторов: 1) "самозвучащие" твёрдые тела; 2) мембраны, нуждающиеся в натяжении в 2 измерениях; 3) струны, натягиваемые в одном измерении; 4) газообразные тела, заключённые в трубках. Соответственно типам вибраторов различают 4 класса инструментов: иднофоны (самозвучащие); мембранофоны (перепончатые); хордофоны (струнные); аэрофоны (духовые). Дополнит. классом являются созданные в 20 в. электромузыкальные инструменты (электрофоны). Родовые признаки внутри классов определяются конструктивной формой инструмента, напр. хордофоны простые (подкласс "цитры") и сложные ("арфы" и "лютни", к которым относятся не только собственно лютни, но также лиры, скрипки и др.), или способом возбуждения колебаний - ударным, щипковым, фрикционным (с помощью трения, напр. смычком), "духовым" (посредством вдувания воздуха) и "симпатическим" (осн. на явлении резонанса). Звуки при игре на аэрофонах вызываются: путём рассечения воздушной струи ("флейты", неточное назв. - "лабиальные", т. е. "губные"); с помощью колебаний особой пластинки - двойного или одинарного язычка (трости в "лингвальных", т. е. язычковых, инструментах - гобоях, кларнетах); вибрацией губ исполнителя (в "амбушюрных", т. е. мундштучных, аэрофонах - трубах, валторнах и пр.). Однозначная конструктивно-акустич. классификация не способна охватить всё многообразие муз. инструментов и способов игры на них. Так, один инструмент может иметь неск. разл. вибраторов (напр., бубенцы и мембраны в бубнах) и возбудителей колебаний (фактически каждый фрикционный хордофон может быть также щипковым, а лингвальный аэрофон - амбушюрным). Акустич. классификация затруднительна в отношении клавишных инструментов, среди которых различаются духовые (орган), струнные ударные (фп.), щипковые (клавесин) и фрикционные (колёсная лира с клавиатурой), а также электрофоны. Поэтому акустич. систематизация должна быть дополнена исполнительской и муз.-социологической, а также данными историч. И. Древнейшая исполнит. классификация выделяла след. классы инструментов - духовые, струнные, ударные. Видовое членение внутри классов производилось по признаку материала изготовления инструмента или его части; так, в Др. Китае различали 8 видов инструментов - из камня, глины, бамбука, металла, дерева, шёлка, кожи, тыквы. В ср.-век. Европе человеческие голоса считались естеств. инструментами ("гармоническими"), духовые - "органическими", струйные и ударные - "ритмическими"; различались: духовые деревянные и медные (металлич.), с пальцевыми отверстиями и без отверстий; струнные - со струнами кишечными, жильными и металлическими, щипковые и смычковые; "громкие" (в осн. духовые, предназначенные для игры на открытом воздухе) и "тихие" (преим. струнные, использовавшиеся в кам. музыке). В 15-16 вв. технология изготовления инструментов стала основываться на данных математики и физики и достигла высокого уровня; мн. инструменты, напр. орган, клавесин и скрипка, были значительно усовершенствованы; создавались "хоры" ("аккорты") тесситурных разновидностей мелодич. инструментов; изобретались новые инструменты. И. уделялось большое внимание в печатных трактатах С. Вирдунга (1511), М. Агриколы (1528) и др. Итал. теоретики кон. 16 - нач. 17 вв. (Дж. Царлино, Л. Цаккони, Э. Ботригари) классифицировали инструменты по типам темперации, а также в соответствии с настройкой звукоряда: фиксированной (instrumenti stabili, в которых высота тона не зависит от воли исполнителя, - все клавишные, в т. ч. орган; арфа), нефиксированной (mobili, liberi - тромбон, скрипка), частично фиксированной (stabili, ma alterabili, в которых высота тона может корректироваться исполнит. приёмами, - все духовые с пальцевыми отверстиями и струнные с ладками). Сходная классификация и ныне применяется в муз. акустике. А. Агаццари (1607) создал теорию инструментов "фундаментальных", исполнявших партию генерал-Паса, и орнаментальных - мелодических. Энциклопедиями И. явились трактаты М. Преториуса (1614-19), М. Мерсенна (1636), А. Кирхера (1650) и др., обращённые не только к теоретикам, инстр. мастерам, исполнителям, но и к композиторам. В классификациях этого времени различались инструменты "художественные", используемые в кам., церк. и театр. музыке, и "нехудожественные" (мужицкие, военные и пр.), причём к "музыкальным" порой относились не нуждающиеся в музыканте-исполнителе эолова арфа или механич. инструменты-автоматы. В 18-19 вв. проблемы И. разрабатывались в теории инструментовки, исполнительства, при изучении истории музыки. Особое значение приобрели акустич. и технология, вопросы И. в связи с развитием естеств. наук, а также ростом фабричного производства совершенствуемых и вновь изобретаемых инструментов. В симф. орк., сложившемся в этот период, инструменты объединяются в 3, а затем 4 группы (струнные смычковые, деревянные духовые, медные духовые, ударные со щипковыми струнными) согласно преобладающему способу звукоизвлечения и установившейся традиции. В 1-й пол. 20 в. систематич. И. приобретает последовательно науч. характер. Всё больше внимания уделяется совр. звуковой технике (см. Звукозапись), а также этнография., фольклорной и история, проблематике И. См. также Инструментовка, Партитура, Оркестр.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь