на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ИНСТРУМЕНТОВКА, оркестровка (итал. (in)strumentazione, istrumentatura. от istrumentare - инструментовать; нем. Instrument ie rung, Orchestration; франц. и англ. instrumentation, orchestration], - изложение музыки для исполнения её к.-л. составом оркестра или инстр. ансамблем. Иск-во И. основывается на использовании композитором свойств разл. муз. инструментов (их тембров, приемов звукоизвлечения, технич. и дииамич. возможностей) и их сочетаний (всего оркестра в целом, его отд. групп, соло и т. п.) для достижения наиб. выразит. звучания. Характер и приёмы И. обусловлены жанром и индивидуальным комп. замыслом сочинения и зависят от всей совокупности муз. средств: мелодики, гармония, ритмики, муз. склада, фактуры, голосоведения и т. п. При каждом новом способе И. один и тот же муз. материал приобретает иной оттенок выражения и нередко изменяет свой характер. Напр., гл. тема 1 -й части 6-й симф. Чайковского уже в самом начале излагается разл. орк. группами (пример 1), а затем звучит во всём оркестре, достигая в кульминация трагедийной силы (пример 2). Важнейшая художеств. задача инструментатора состоит в применении различных по характеру и напряжённости тембров, которые с наиб. силой выявят драматургию орк. музыки; гл. технич. проблемой является при этом достижение хорошей прослушиваемости голосов и правильного соотношения между первым и вторым (третьим) планами, чем обеспечиваются рельефность и глубина орк. звучания. Орк. произв. сочиняется композитором непосредственно для оркестра - если не во всех деталях, то в своих гл. чертах. Процесс И. при этом обычно разделяется на две стадии: подготовка эскиза (т. е. сокращённой записи на 2-4 строках), в котором композитор фиксирует осн., наиб. существ. моменты творч. замысла, не отвлекаясь деталями (иногда композиторы обходятся без этого предварит. этапа); точная запись произведения во всех подробностях в виде партитуры. Обе стадии представляют единый, неразрывный творч. процесс. Развитие И. связано с общей историч. эволюцией муз. искусства, сменой стилей, а также с усовершенствованием инструментов и техники игры на них Долгое время композиторы ограничивались приблизит. уравновешенностью мелодич. линий, тогда как выбор инструмента зачастую обусловливался лишь тесситурой партий. Процесс развития И. как формообразующего фактора прослеживается начиная с утверждения гомофонного стиля муз. письма (см. Гомофония). Важную роль в осознании драматургич. роли тембров сыграл оперный театр, зародившийся в кон. 16 - нач. 17 вв. В 18 - нач. 19 вв. сложился классич. оркестр в составе 4 групп инструментов: струнной, деревянной, медной и ударной. Важнейшая роль в его формировании принадлежит И. Гайдну, однако полностью завершённый вид он принял у Л. Бетховена (в связи с чем его иногда наз. "бетховенским"), В творчестве Гайдна, В. А. Моцарта и особенно Бетховена преодолевается ограниченность современного им инструментария и постоянно угадывается стремление к расширению и усовершенствованию симф. оркестра того времени. На базе классич. оркестра 19 в. постепенно складывался симф. оркестр совр. типа, порождённый идеями муз. романтизма, поисками новых красок и ярких контрастов, свойственных программно-симф. и театр. музыке К. М. Вебера, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. Верди, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова. Окончательно оформившийся во 2-й пол. 19 в., существующий без особых изменений в течение ста лет, он (с небольшими вариантами) и поныне удовлетворяет художеств. потребностям композиторов разл. направлений и индивидуальностей, как тяготеющих к картинности, красочности, муз. звукописи, так и стремящихся к психологич. углублённости муз. образов. Параллельно со стабилизацией состава оркестра велись интенсивные поиски новых приёмов орк. письма, новой трактовки орк. инструментов. Классич. учение об акустич. равновесии, сформулированное применительно к большому симф. оркестру Римским-Корсаковым, исходило из того, что одна труба (или тромбон, или туба), играющая forte в своём наиб. выразит. регистре, по силе звучания равна 2 валторнам, каждая из которых, в свою очередь, равна 2 дерев. дух. инструментам или унисону любой подгруппы струнных. И., основанная на соблюдении акустич. равновесия, не могла быть универсальной. Она хорошо отвечала требованиям строгости пропорций, уравновешенности мышления, но была менее пригодна для передачи сильной экспрессии. Повышенная выразительность достигалась приёмами И., основанной на мощных удвоениях (утроениях, учетверениях) одних голосов по сравнению с другими, на постоянных изменениях тембров и динамики. Такие приёмы характерны для творчества ряда композиторов кон. 19 - нач. 20 вв. (напр., А. Н. Скрябина). Наряду с использованием "чистых" (сольных) тембров композиторы стали достигать особых эффектов, смело смешивая разнородные краски, удваивая голоса через 2, 3 октавы и более, вводя сложные микстуры. Инструменты, ранее применявшиеся лишь как ритмические или в качестве средних голосов фактуры, всё чаще используются как носители тематизма. В поисках расширения выразит. и изобразит. возможностей И. сложился оркестр 20 в. - оркестр Г. Малера и Р. Штрауса, К. Дебюсси и М. Равеля, И. Ф. Стравинского и Б. Бриттена, С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича. Значит. место в И. 20 в. отводится лейттембрам, когда каждый инструмент становится "персонажем" разыгрываемого инстр. спектакля. С этим связаны интенсивные поиски новых тембров. Появляются новые конструкции инструментов, позволяющие достигать необычных эффектов (напр., глиссандо на педальных литаврах). Изобретаются совершенно новые инструменты (особенно ударные), в т. ч. электронные. В симф. орк. всё чаще вводятся инструменты из др. составов (саксофоны, щипковые нац. инструменты). В партитурах мн. совр. композиторов широко используются ударные инструменты, часто с определ. высотой звука (ксилофон, колокольчики, вибрафон, разновысотные барабаны, литавры, трубчатые колокола), а также челеста, фп. и разл. электроинструменты. Смычковые инструменты зачастую используются для щипкового и ударного звукоизвлечения, вплоть до постукивания смычками по декам инструментов. Принципы И., выработанные при создании пьес для симф. орк., обычно действительны и для др. орк. составов, которые, в конечном счёте, создаются по типу симфонических и включают 2-3 группы однородных инструментов. Переложения произв. одного орк. состава на другой представляют собой один из видов аранжировки. Нек-рые произв. существуют в 2 равноправных вариантах - в фп. изложении и в виде орк. партитур (некоторые рапсодии Ф. Листа, сюиты из музыки Э. Грига к драме Г. Ибсена "Пер Гюнт", сюиты из "Петрушки" Стравинского, балетные сюиты "Ромео и Джульетта" Прокофьева и др.). Среди партитур, созданных на основе известных фп. произв. мастерами И., выделяются "Картинки с выставки" Мусоргского - Равеля. К значит. трудам в области И. относятся редакции опер "Борис Годунов", "Хованщина" Мусоргского и "Каменный гость" Даргомыжского, выполненные Римским-Корсаковым, и новая И. опер "Борис Годунов" и "Хованщина", осуществлённая Д. Д. Шостаковичем. в качестве спец. уч. дисциплины входит в программы консерваторий и др. муз. уч. заведений.
Геварт Ф. А., Новый курс инструментовки, пер. с франц., М.-Лейпциг, (1913); Гиро Э., Руководство к практич. изучению инструментовки, пер. с франц. Г. Конюса, М., 31934; Василенко С., Инструментовка для симф. оркестра, т. 1 - 2, М., 1952-59; Рогаль-Левицкий Д. Р., Совр. оркестр, т. 1-4, М., 1953-56; Римский-Корсаков Н., Основы оркестровки, (3 изд.), в кн.: Полн. собр. соч. Лит. произв. и переписка, т. 3. М., 1959; Веприк А., Очерки по вопросам орк. стилей, М., 1961; Берлиоз Г., Большой трактат о совр. инструментовке и оркестровке, с доп. Р. Штрауса, пер. с франц., [ч.] 1 -2, М., 1972; Клебанов Д. Л., Иск-во инструментовки. К., 1972; Глинка М. И., Заметки об инструментовке, в его кн.: Полн. собр. соч. Лит. произв. и переписка, т. 1, М., 1973; Цуккерман В. (А.), Тембр и фактура в оркестровке Римского-Корсакова, в его кн.: Муз.-теоретич. очерки и этюды, в. 2, М., 1975; Витачек Ф. Е., Очерки по искусству оркестровки XIX в., М., 1979; Зейфас Н., Маттезон и теория оркестровки, в сб.: История и современность, Л., 1981; Дмитриев Г. П., О драматургич. выразительности орк. письма, М., 1981; Riссi V., L'orchestraiione nella Jua essenu. nella ma evoluzione e nella sua tecnica, Mil., 1920; Welleu Е., Die neue Instrumentation, Bd 1-2, В., 1928-29; Rogers В., The art of orchestration, N.-Y, 11951); Кohier S, Die Instrumentation als Mittel musikalischer Ausdruckageataltung, a. I., (19551; Erрh H., Lehrbuch der Instrumentation und Instrumentenkunde, Mainz, 1959; Fuhrmann P., Untersuchungen zur Kljingdifferenzierunf im modernen Orchester, Regensburg, 1966; Burghauser i., Spe Ida A., Akustuche Crundlagen des Orchestrierens, Regensburg, 1971. М.И. Чулаки.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь