на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КАНОН (греч. - прут, линейка, правило; правило, мерило, образец) - 1) муз. полифонич. форма, основанная на технике последовательно проводимой имитации, при которой мелодия в каждом имитирующем голосе вступает до того, как она закончилась в др. голосе. Начинающий голос канонич. имитации наз. пропостой (Р), имитирующие - риспостами (R). обычно 2-4-голосны, хотя число голосов теоретически неограниченно. Голоса К. могут вступать в разл. интервалы (в приму, октаву, кварту и др.) и в разл. порядке, в частности, одновременно (см. пример 3 Б). По числу имитируемых мелодий различаются простые и сложные (двойные, тройные) К. Помимо имитации в прямом движении, в К. возможно обращение мелодии, ее увеличение, уменьшение, возвратное движение (ракоходный К.) и др. преобразования. 1 В. А. Моцарт. Струнный квинтет K.-V. 406, 3-я часть. Двойной 4-голосный канон в обращении. Различают также К. конечный и бесконечный, или круговой (возвращающийся к своему началу). Разновидность бесконечного К.- канонич. секвенция, напр. спиральный К. (per tonos, приходящий к своему началу после транспозиций). К. нередко сопровождается свободными голосами. К К относится и стретта 2. И.С. Бах. "Хорошо темперированный клавир", том II, фуга c-moll, такты 9 - 11 2-голосная каноническая секвенция в сопровождении свободного голоса. К зародился одноврем. с имитацией как её разновидность (напр., органум Перотина "Viderunl", ox. 1200); ранние формы К. - рота ["колесо"; напр., англ. "Летний К.", ок. 1300 (?)], качча и шас ("охота" 13-14 вв.), "фуга" (в 14-17 вв. так наз. К.). При беспартитурной записи К. часто нотировался лишь один голос, из которого "выводились" все остальные. В эпоху Возрождения К. понимался как "форма с выводимыми голосами", что лишь отчасти совпадает с совр. пониманием К. как имитац. контрапункта. Нидерл. и франц. композиторы 15-16 вв. (Жоскен Депре, Я. Обрехт, Б. Кордье и др.) словом canon обозначали надпись-изречение, указывающее, обычно в нарочито замысловатой форме, способ ("правило", "закон") исполнения К. по выписанному голосу - отсюда название муз. формы К.: 3. Пьер де ла Рю. Месса "L'hommc arme". Agnus III. Пример из трактата Глареана "Додекахорд". Особым разнообразием техники и форм отличались нидерл. К. Их виды (по классификации Л. Файнингера): простой прямой К., сложный прямой К., пропорциональный (или мензуральный), линеарный, инверсионный, элизиониый К. (в примере 3 - простой прямой 4-гол. пропорциональный К.). К. с невыписанными риспостами впоследствии стали называть загадочным К. (при наличии разных вариантов расшифровки такой К. наз. полиморфным). Среди крупнейших мастеров К. - Г. Дюфаи, Й. Окегем (ему приписывают 36-гол. К. "Deo gratias"), X. Изак, Палестрина (автор канонич. месс), С. Шейдт ("Tabulatura nova"), И. С. Бах ("Musikalisches Opfer"), А. Веберн (Симфония ор. 21). В рус. и сов. музыке К. встречаются у М. И. Глинки (К. из 1-го действия оперы "Руслан и Людмила"), А. П. Бородина (в Ноктюрне из 2-го квартета), С. И. Танеева (в кантате "Иоанн Дамаскин"), Д. Д. Шостаковича (в 1-й части 5-й симф., фугах ор. 87), Р. К. Щедрина ("Полифонич. тетрадь"). 2) В Др. Греции монохорд, служивший (у пифагорейцев) для демонстрации муз.-числовой системы тонов и интервалов. 3) Жанр византийской церк. музыки, известный с 1-й пол. 8 в. Представляет собой цикл из 9 песней ("од"); 1-я строфа (или 1-й тропарь) каждой песни - ирмос - модель для последующих тропарей. Встречаются также К. из 2, 3, 4 песней (т. н. двупеснец, трипеснец, четверопеснец). Среди авторов- Андрей Критский, Иоанн Дамаскин, Косма Майюмский. Получил распространение на Руси с 12 в. В рус. К. обычно поются лишь ирмосы, а тропари читаются. Известны каноны Пахомия Логофета (Серба), посв. рус. праздникам и святым (2-я пол. 15 в.). Мелодии визант. К. подчинены системе осмогласия; гласовая принадлежность К. в рус. церкви сохранена. 4) Одна из частей римской мессы.
Танеев С. И., Учение о каноне, М., 1929; Богатырев С. С., Двойной канон, М.-Л.. 1947; Холопов Ю., Канон. Генезис и ранние этапы развития, в сб.: Теоретич. наблюдения над историей музыки, М., 1978; Протопопов Вл., Очерки из истории инстр. форм XVI - нач. XIX вв., М., 1979; Тимофеев Н. А., Преврашаемость простых канонов строгого письма, М., 1981; Fеiningеr L. К., Die Pruhgeschichte des Kanons bis Josquin des Prez (um 1500), Emsdetten in W., 1937 (Diss.)

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь