на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ МУЗЫКА. Муз. культура Лат. Америки исторически сформировалась на базе амер. (индейской), европ. и афр. музыки. Эти генетич. корни чётко прослеживаются в совр. нар. Л. м., в которой можно выделить соответственно музыку индейскую, креольскую и афро-американскую с рядом промежуточных (переходных) "прослоек". Только индейская является коренной, креольская и афро-американская - сравнительно молодые муз. культуры, совр. стилистич. черты которых сложились лишь к кон. 19 в. Индейская музыка. К началу европ. колонизации (кон. 15 - нач. 16 вв.) многочисл. индейские племена и народы, населявшие территорию совр. Лат. Америки, находились на разных ступенях обществ. развития - от первобытнообщинного строя до раннеклассовых гос-в (ацтеки в Центр. Мексике, майя на Юкатане и в Гватемале, инки в Центр. Андах). У наиб. отсталых племён музыка (пение и танцы в сопр. простейших муз. инстр.) ещё не была вычленена из сферы религ.-магич. представлений и являлась неотъемлемым элементом культа. У ацтеков, майя и инков уже наблюдалась значит. жанровая дифференциация музыки в зависимости от её обществ. функции и содержания (музыка ритуальная, военная, связанная с календарным циклом земледельч. работ, для развлечений и др.). У ацтеков и инков, в силу классового расслоения общества, ещё до прихода европейцев произошло разделение музыки на "придворную" и "народную", имелась особая каста проф. музыкантов, обслуживавших правящую верхушку и привилегиров. сословия. Ацтеки и инки первыми среди народов Нового Света учредили спец. муз. школы (калмекак - в древней Мексике, йячауаси - в древнем Перу) и разработали чёткую систему муз. образования, придали муз. ритуалам и разл. муз.-поэтич. и хореография, действам строго регламентиров. официальный характер. Музыка народов т. н. инкской империи Тауантинсуйу (кечуа, аймара и др.) основана на пентатонике, образующей упорядоченную ладовую систему (см. Андских стран музыка). Музыка др. индейских народов также базируется на пентатонных звукорядах, которые, однако, не образуют упорядоч. системы. У некоторых индейцев, напр. у арауканов, и вок., и инстр. музыка строится на звукорядах, включающих самые разл. интервалы, в т. ч. меньшие полутона. Муз. инструментарий доколумбовой Америки состоял только из ударных и дух. инструментов (исключение - муз. лук). Богат инструментарий ацтеков и инков. Разнообразны дух. инструменты инков - от простейших раковинститутруб до продольных флейт (с 5-6 боковыми отверстиями) а многоствольных флейт Пана, из которых составлялись оркестры. Муз. культура аборигенов Лат. Америки в условиях господства европ. колонизаторов складывалась по-разному. Там, где процессы этнич. ассимиляции происходили интенсивно (напр., в Мексике), чистая индейская музыка сохранилась лишь в некоторых труднодоступных р-нах. В Центр. Андах (Эквадор, Перу, Боливия), где индейцы составляют большинство населения, ах древняя музыка сохраняется практически в своём первонач. виде. В тех же р-нах, где преобладает метисское население, там н индейская музыка предстаёт смешанной, под более или менее сильным воздействием креольской. Креольская музыка. Этот термин применяется для обозначения той ветви муз. культуры Лат. Америки, к-рая ведёт начало от европ. (гл. обр. испан. и португ.) музыки, занесённой конкистадорами и первыми переселенцами; преобладает в Мексике а большинстве республик Центр. и Юж. Америки, насчитывает многочисл. песенные и песенно-танц. формы, разл. нар. муз. инструменты а типы инстр. ансамблей. Историч. особенности формирования креольской музыка обусловили общность её стилистич. признаков в масштабе всего региона при огромном разнообразии местных форм. Постоянные черты креольской музыки: преобладание 3-дольных размеров, переменные метры и полиметрия, господство мажоро-минора, пение на 2 голоса параллельными терциями, обязат. сопровождение пения игрой на муз. инстр., а танцев - пением, использование в качестве осн. инструмента гитары (и её местных разновидностей). В то же время в каждом лат.-амер. гос-ве креольская музыка обладает характерными особенностями, делающими легко различимой, напр., креольскую музыку Мексики и Боливии, Венесуэлы и Чили, Аргентины и Перу, Кубы и Бразилии. Эти различия могут проявляться в общем складе мелодики, в ладовых особенностях, метрике, в преобладании тех или иных песенных или танц. форм и муз. инструментов. Афро-американская музыка. Эта музыка - результат синтеза европ. (исходной) и афр. (ассимилирующей) муз. культур. Афро-амер. музыка более всего распространена в странах Карибского бассейна и в Бразилии, т. е. там, куда преим. ввозились негры-рабы из Африки. Негры, перенимая и усваивая музыку новой среды, вносили в неё специфич. элемент своей художеств. традиции. В исполнении негр. музыкантов яспан. и португ. музыка существенно изменялась: 3-дольные метры "стягивались" в 2-дольные, ритм становился синкопированным и приобретал большую остроту, структура муз. периодов утрачивала квадратностц в инстр. сопр. главенствовали ударные, стихотворные строфы дробились и распределялись между солистом и хором, возрастало значение импровизац. элемента. Эти особенности, закрепляясь от поколения к поколению как постоянный исполнит. стиль, со временем стали восприниматься не как манера интерпретации, а как новое качество самого муз. материала. Наиб. типичные признаки афро-амер. музыки: господство 2-дольных размеров, отсутствие вводного тона (часто встречается миксолидий-ский лад), предпочтение мелодиям, состоящим из коротких попевок (повторяющихся или в виде секвенции), неквадратная структура муз. периодов, импровизац. поэтико-муз. строфа (солист), за которой следует неизменный рефрен (хор), а также постоянное респонсорное пение (чередование солиста и хора), остросинкопиров. ритмика, с частым опусканием сильных и дроблением слабых долей, сложная система полиритмии, преобладание в аккомпанирующих ансамблях ударных и ударно-шумовых инстр., использование струнных щипковых в качестве не мелодико-гармонич., а ритмич. инструмента, общая повышенно-эмоц. манера исполнения. Среди песенно-танц. форм афро-амер. музыки особенно популярны сон, гуарача, конга, румба - на Кубе, самба - в Бразилии. Муз. инструментарий включает инструменты как европ. происх. (преим. струнные щипковые), так и завезённые из Африки или местного происх., но использующиеся преим. в афро-амер. музыке: разл. семейства вертикальных барабанов (бата, бембе, конга - на Кубе, атабакис - в Бразилии), многочисл. ударно-шумовые. На Кубе, Гаити, в Бразилии наряду с афро-американской сохраняется т. н. чистая афр. музыка. Это ритуальные гимны-песнопения, танцы и строго регламентир. музыка "священных" барабанов, с помощью которых негры - служители религ. афр. культов обращаются к своим богам. (О проф. муз. творчестве Лат. Америки см. в статьях Андских стран музыка, Аргентины музыка. Бразилии музыка, Венесуэлы музыка, Колумбии музыка, Кубы музыка, Мексики музыка, Парагвая музыка, Уругвая музыка, Чили музыка.) А. Пичугин.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь