Музыкальный словарь: 
А.. 
Б.. 
В.. 
Г.. 
Д.. 
ЕЁ.. 
Ж.. 
З.. 
И.. 
Й.. 
К.. 
Л.. 
М.. 
Н.. 
О.. 
П.. 
Р.. 
С.. 
Т.. 
У.. 
Ф.. 
Х.. 
Ц.. 
Ч.. 
Ш.. 
Щ.. 
Э.. 
Ю.. 
Я..
Музыкальная энциклопедия: 
А.. 
Б.. 
В.. 
Г.. 
Д.. 
ЕЁ.. 
Ж.. 
З.. 
И.. 
Й.. 
К.. 
Л.. 
М.. 
Н.. 
О.. 
П.. 
Р.. 
С.. 
Т.. 
У.. 
Ф.. 
Х.. 
Ц.. 
Ч.. 
Ш.. 
Щ.. 
Ы.. 
Э.. 
Ю.. 
Я..
|   ЛИРИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ (франц. tragedie lyrique - муз. трагедия; лирическая - т. е. поющаяся, муз.-поэтическая) - французский оперный жанр, сложившийся во 2-й пол. 17 в. Его создатели: Ж. Б. Люлли, Ф. Кино. Л. т. возникла под воздействием классицистского направления во франц. искусстве, в определ. мере как аналог трагедиям П. Корнеля и Ж. Расина. Для неё характерны та же проблематика (столкновение чувства и долга, любви и ненависти), античные, мифологич. легендарные сюжеты, приподнятая трагич. декламация. Однако Л. т. свободно выходила за рамки закона трёх единств. неукоснительно соблюдавшегося классицистской драматургией, наряду с героикой и патетикой широко использовала пастораль, идиллию, фантастику, выразит. средства смежных искусств (хореография, декорации, постановочные эффекты), а также в преображённом виде некоторые элементы старинного франц. придв. балета и мольеровской комедии-балета, отличалась яркой зрелищностью, репрезентативностью. Л. т. Люлли - монументальная, целостная муз.-сценич. 5-актная композиция с прологом, кульминацией к концу 3-го акта, заключит. апофеозом. Опере предшествует снмф. вступление - торжественное и динамичное (Adagio, Allegro), т. н. франц. увертюра. Муз. драматургия Л. т. строится на эмоционально-психологич., образных и динамич. контрастах. Ее осн. компоненты: декламационно-речитативные сцены, вок. соло и дуэты, величавые и пасторальные хоры, орк. поэтично-живописные картины, шествия, марши, танцы. В творчестве преемников Люлли (М. Р. Лаланд, М. Маре, А. Кампра, А. К. Детуш и др.) Л. т., сохраняя свои типологич. черты, значительно модифицируется. Героика и патетика отступают под воздействием дивертисментности, утрачивается драматургич. единство и даже сюжетная связь между актами. Новый и заключит. этап в развитии Л. т. - творчество Ж. Ф. Рамо, который стремился приблизить её к эстетич. запросам века Просвещения. У Рамо зачастую пролог сюжетио сближается с последующим действием оперы или совсем отсутствует, намечается муз.-тематич. связь между увертюрой и драмой, углубляются психологич., лирич. и картинно-живописное начала, вок. партии приобретают большую мелодич. гибкость, изящество, значительно возрастает роль орк. партии. Жанр Л. т. изжил себя к кон. 18 в., но некоторые черты оперной драматургии, сформировавшиеся в нём (значит. роль хора и балета, массовые сцены, программно-живописные орк. картины, тесная связь вок. мелодики и слова, бережное следование законам просодии), стали впоследствии типологическими для нац. франц. оперного искусства. ?. Ф. Бронфин.  |